Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Долголетие

Действие Дао на вашу жизнь

Писания о Дао – не для слабого сердца. В конце концов, Библия Даосизма, «Дао Дэ Цзин» («Книга о (Цзин) Силе (Дэ) Пути (Дао)»), утверждает: «Дао, которое можно описать, не есть Постоянное Дао».

Однако «Да Дэ Цзин» – трактат, написанный приблизительно 2 300 лет тому назад, существует во многих переводах. Таким образом, мы ходим по «алогичному канату» и говорим о том, о чём невозможно говорить. Как всегда, когда речь идёт о Дао, мы начинаем и заканчиваем парадоксом, мистерией и молчанием.

Несмотря на то, что он был написан в древности, трактат «Дао Дэ Цзин» кажется во многих отношениях актуальным для каждого поколения, которое читает его заново. Написанный, скорее всего, в качестве руководства для просветлённых правителей, он включает практические советы, обращённые ко всем членам общества, и содержит установку, которая роднит его с современной макробиотикой: стремление к здоровой и долгой жизни на земле.

Существует великое множество эзотерических представлений о древних даоссских практиках достижения здоровья и долголетия, цель которых, как утверждают многие историки, состояла в том, чтобы в течение жизни создать посредством внешней и внутренней алхимии духовное тело, которое могло пережить смерть, летать с лебедями, растворяться в облаках, восседать на далёких горных вершинах, пить росу, видеть прародителя человечества и наслаждаться бессмертием. Детали этих практик были практически утеряны, и все эти истории воспринимаются как мифы.

Однако стремление использовать инструменты тела и ума в духе заботы о себе и умеренности всегда оставалось актуальным. Китайские учёные, жившие в четвёртом и третьем столетиях до Р. Х. – некоторые из них, возможно, были даосами – практиковали различные эзотерические техники и искусства, которые включали медицину, макробиотическую гигиену (объединяющую диету, дыхательные и физические упражнения), прорицание, астрологию и искусство составления календарей, и даже демонологию». (Рот 21)

В центре космологии даосизма стоит ДАО, Всё, Пустота-Полнота, Хаосмос, из которого возникает всё творение. Даосизм вполне можно сопоставить с современной теорией Большого Взрыва: космос способен мгновенно возникнуть из «точки Ничто»; творение всегда потенциально присутствует в Пустоте. Будучи Имперсональной, эта Пустота-Полнота обладает смыслом, и её ритмы, отливы и приливы можно изобразить схематически и где-то понять (как в современной физике хаоса).

Дао Дэ Цзин, содержащий теорию, космологию, мистику, и, возможно, шаманизм, также предлагает практическое руководство для повседневной жизни, благодаря которому мы наблюдаем действие Дао и его силы, «Дэ». Делая заключения об алгоритмах Дэ, мы пытаемся имитировать их.

Например, существует следующий общий принцип: любое явление, достигающее пика или крайней точки, разрушается. Прекрасным примером служит обвал фондовой биржи, произошедший в 2000 г. в Соединённых Штатах: когда курс акций достиг слишком высокой отметки соотношения рыночной цены акции к ее чистой прибыли на одну акцию, составляя приблизительно 35 единиц, весной начался процесс самовосстановления, призванный ослабить чрезмерное напряжение, и уровень соотношения «цена-доход» опустился до приблизительно 22 (в октябре 2003 г.), что по-прежнему значительно превышает историческую норму – 12-16.

Опираясь на свою собственную версию применения Дао Дэ Цзин, я полагаю, что рынок вернётся к своей исторической норме или к более низкому уровню, КАК ЭТО СО ВРЕМЕНЕМ ПРОИСХОДИТ СО ВСЕМИ СИСТЕМАМИ. Когда это произойдёт ( уровень соотношения «цена-доход» составлял приблизительно 8 в 1980 г.), вновь появится смысл вкладывать в рынок деньги, и такая ситуация сохранится до тех пор, пока рынок не завершит свой нормальный цикл и цены вновь не взлетят до небес. Так работает вся система. Крайности приводят к краху – это означает, что если вы продали свои акции в 1998 г., сейчас вы находитесь в лучшей форме.

Два других фундаментальных принципа Дао – (1) не проявлять агрессию и (2) «оставлять отпечатки меньшего размера» – перекликаются с реалиями современной эпохи. Недавно «Нью-Йорк Таймс» поместил материалы, в которых можно найти подтверждение этому:

(1) Дэвид Брукс (Богемные буржуа в Раю: представители нового высшего класса – как они достигли этого положения. 2001. Touchstone Books) выражает беспокойство, утверждая, что в результате 11 сентября (имеется ввиду 11 сентября 2001 г., дата крупнейшего в истории США террористического акта – прим. пер) «эра софтвера закончилась, и началась эра жёсткой войны». Д. Брукс говорит, что «безобидные работники офисов, любители парковых прогулок, представители века информации показали своё истинное нутро, оказавшись опасными бунтовщиками-пролетариями». Брукс замечает, что «на политической сцене Терминатор занял место М-ра Я-чувствую-вашу-боль», и что «Хаммер, Харлей-Дэвидсон и Кадиллак SRX – это новые символы силы». («Нью-Йорк Таймс», «Молотки для Харлеев», 4 октября 2003).

С точки зрения Дао, эти «мачо-крайности» в конце концов исчерпают себя.

(2) Верлин Клинкенборг (Сельская жизнь. 2002. Little Brown & Company) рассказывает об экстазе, который он почувствовал, когда увидел«следы двух волков в грязи на берегу ручья в Йеллостоунском Национальном Парке» и выражает чувство «целостности, динамизма дикой природы и того явления, которое мы называем биологическим равновесием». Замечая, что волки были завезены в Йеллоустоун Лесной Службой, Клинкенборг описывает то, каким образом они сохраняют равновесие экосистемы: «Стая волков уменьшает поголовье лосей. Столь же важно то обстоятельство, что волки вынуждают стада лосей перемещаться с место на место. Благодаря этому травяной покров лужаек и лугов восстанавливается и улучшается среда обитания млекопитающих и певчих птиц».

Многие звери, убитые волками, становятся добычей медведей-гриззли, и почти всякий раз, когда волк завершает свою охоту, собираются множество грабителей, включая койотов, сорок, воронов и орлов. Не будет преувеличением сказать, что в Йеллоустоуне стаи волков кормят разных плотоядных зверей и падальщиков. В заключние, автор высказывается в духе даосизма: «Согласно традиционным представлениям, «дикая природа» – это место на отшибе, обширное пустое пространство, которое легко можно подчинить человеческому императиву. В конце концов, когда-то все предсказывали, что потребуются века, чтобы заселить животными это место.

Но в нашем мире «дикая природа» имеет точно установленные границы, она окружена «цивилизацией», и, строго говоря, вовсе не является «дикой», как в Йеллоустоуне. Она сохраняется не благодаря своим размерам, а благодаря установленными нами ограничениям» («Нью-Йорк Таймс», «Как я случайно увидел волчьи следы на северной окраине Йеллоустона» 5 октября 2003 г.) Клинкенборг разделяет знание даосов о том, что человек является частью природы, а не её «капитаном» или эксплуататором. Нам необходимо избавиться от чрезмерного самовозвеличивания и нарциссизма.

Но не следует делать вывод, будто «Дао Дэ Цзин» «мягок» или предпочитает ян инь. Дао включает оба начала и использует их динамизм, чтобы проявить себя. Апокрифический автор трактата, Лао Цзы, почувствовал, что жизнь чиновника, которую он вёл, настолько для него нестерпима (скорее всего, он был чем-то вроде придворного библиотекаря в эпоху Воюющих Государств [около 475-221 до Р. Х.]), что отправился в область отдалённых западных окраин Китая (в страну Нигде) и записал своё произведение только после того, как последний стражник ворот спросил о его мудрости (так утверждает даосская легенда).

«Дао Дэ Цзин» не предлагает нам Панглосскую надежду: если вы не будете энергично и с любовью следовать принципам Дао как в тяжёлые времена (когда следует прятаться или уезжать), так и во времена благоприятные (когда стоит жить экономно и делать запасы на чёрный день, который обязательно наступит), вас более чем вероятно ждёт крах.

Сохранение равновесия – вот ключ к Здоровью и Долгой Жизни.

Томас Х. Майлс