Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Философия

В поиске макробиотических ценностей в пост-9/11 мире

Фия Куши

Эта статья была написана в июне 2007 года и напечатана в журнале «Макробиотика сегодня». С тех пор мир изменился: Обама стал президентом США, а новая первая леди культивирует в Белом Доме органический сад; нация одержима идеей контроля качества своего питания, и, несмотря на экономические трудности, присутствует чувство, что наши национальные и глобальные приоритеты возвращаются в то состояние, когда глобальная гармония, мир, здоровье и сохранение окружающей среды стоят выше корпоративной жадности, эксплуатации и страха.

Период последствий

С момента 9/11 я пребывал в угнетённом состоянии духа, и причиной тому служили не страх перед терроризмом или даже иракская война. Последствием 9/11 стало чувство, что современный мир, в конце концов, начал разваливаться на куски, и мечта о создании мира без войн стала менее значимой, нежели просто попытка избежать неизбежных и непредсказуемых конфликтов и апокалипсических событий, которые произойдут в той или иной части света. Выражаясь словами Альберта Гора, чувствуется, что мы вступили в «период последствий», которые не только носят местный, так сказать, характер, но и достигают каждого уголка и аспекта мира; мы словно достигли точки невозвращения и должны готовиться к неизбежному коллапсу. Это отрезвляющая и депрессивная мысль, которая повергла меня в состояние замешательства и тоски по невинным и прекрасным дням совместных мечтаний и совместной работы в направлении мира без войн и конфликтов, мира, в котором царят здоровье, счастье и гармония с природой.

Восток поедает Запад

В пору нашего с братьями и сёстрами отрочества в Бостоне мы находились в сердце макробиотического движения, направленного на мирное слияние Восточной и Западной Культур, и это слияние рассматривалось как краеугольный камень мира во всём мире. Катастрофа, какой была Вторая Мировая война, новая угроза тотального ядерного апокалипсиса - всё это побуждало моих родителей, Мичио и Авелин Куши, и их старших родственников твёрдо верить в мирное объединение восточных и западных взглядов как средство достижения всеобщего мира, и активно стремиться к достижению этой цели.

В результате, наши родители познакомили Запад со многими явлениями Дальнего Востока, представив их в качестве обширного набора, используемого в повседневной жизни. Японские и азиатские продукты, такие как мисо, морские водоросли, тофу, темпе, сейтан; восточная медицина, включая акупунктуру, шиатсу, и традиционный образ жизни и культуры, и футон, и нох драму - всё это входило в состав набора, который стал известен как «макробиотика». Наш дом превратился в место, куда толпой валили хиппи, искавшие мирную альтернативу нескончаемой культуре войны, порождённой вьетнамской войной.

Они были уклонистами, которые сознательно обманывали членов медкомиссий, ослабляя себя постом или скудным питанием. Они с готовностью принимали взгляды моих родителей и стремились изменить мир, работая с ними и помогая им развивать такие компании, как Erewhon Natural Foods, издавать макробиотический журнал East West Journal, открыть в разных районах страны такие рестораны, как East West Foundation и East West Centers. То было время, богатое на творчество, амбиции, вдохновение и утопические идеалы. Восток и Запад наконец-то объединялись и движение имело ненамеренный, однако идеальный талисман в виде рок-бунтарского, миротворческого, умопомрачительного, призывающего к «любви, а не войне» союза Джона Леннона и Йоко Оно.

Следующая остановка - мир во всём мире

60-ые и ранние 70-ые были временем необычайного оптимизма, топливом которого служило то, что казалось концом неравенства и расовых предрассудков благодаря движению за гражданские права; концом страдания женщин благодаря феминистскому движению; временем, когда настоящие люди могли остановить войну, мирно протестуя и распевая «Дайте миру шанс», и временем, когда впервые в человеческой истории мы смогли увидеть снимки нашей планеты, сделанные с Луны.

Будущее никогда не казалось более лучезарным, и представлялось, что это только вопрос времени, но мы непременно увидим исчезновение голода и возникновение во всём мире самоокупаемых и автономных сообществ с альтернативными источниками обновляемой энергетической технологии. То было время, когда чувствовалось, что всё возможно и наступление мира во всём мире - неотвратимое событие.  

Помимо мира во всём мире воображению рисовался мир будущего - без ключей и замков, без денег, пистолетов и ядерного оружия. Место, где нет поводов воровать или жадничать; мир, предсказанный Сэмюелом Батлером в книге «Эдгин», где больных заставляли питаться простой пищей до тех пор, пока они не выздоравливали,  преступников госпитализировали и лечили их ментальные проблемы, и где конфликты решались посредством игр. Кроме того, фантазировали мы, в нашем распоряжении находятся огромные запасы энергии, получаемой из электромагнитного поля Земли.

Мы летали в НЛО даже в космос. Вся наша пища была дикой и натуральной. То было место, где мы не делали различий между миром грёз и реальностью, где мы могли сообщаться телепатически и где наша интуиция была достаточно сильной, чтобы избегать любых природных катаклизмов, включая сдвиг полюсов и межзвёздные столкновения.

Мы заботились о земле, а земля заботилась о нас. То было место, где каждый был просветлён и любил, и да, хотя оставались трудности и вызовы, они принимались с глубочайшей благодарностью. То был истинный рай на земле, пришествие которого ожидалось со сдвигом земной оси. То было всё, о чём Джон Леннон пел в своей песне «Imagine», но даже более того.

Смерть оптимизма

Но, увы, в пост-9/11 реальности шаткий оптимизм вчерашнего дня погиб в мире, полном террора, и мечты о мире без войн и конфликтов кажутся ещё более нереалистичными, чем когда бы то ни было. Болезни по-прежнему широко распространены и не поддаются контролю, и США снова ведут ещё одну нескончаемую войну. Битва за органически выращенные продукты может быть выиграна, но большая битва за цельные натуральные продукты, похоже, проиграна, поскольку генетически модифицированные патентованные формы жизни становятся ещё более вездесущими. Даже усилия Альберта Гора сделать глобальное потепление приоритетом кажется войной с ветряными мельницами, совершенно неэффективной в обстоятельствах слишком серьёзных, а именно - в ситуации корпоративной американской агенды, чья основная цель, похоже, состоит в том, чтобы захватить все нефтяные и прочие природные ресурсы, прежде чем они истощатся, и добиться всемирного господства на рынке.

Что случилось? Как это стало возможным? Где все мечтатели вчерашнего дня? Как могут война и корпоративная жадность управлять миром? Как может продолжаться конфликт между нашими финансовыми эгоистическими нуждами и заботой об окружающей среде и обездоленных? Неужели последние 40 лет работы на макробиотической ниве ничего нам не дали? Хотя эта работа, возможно, помогла многим людям стать более здоровыми и увеличить продолжительность жизни, и хотя она, однозначно, помогла популяризировать органические продукты, всё же она, похоже, не оказала значительного воздействия на мир в целом. Почему или почему бы и нет?

Потерянные парадигмы

Я думаю, что лучше всего начать отвечать на этот вопрос с того, чтобы ещё раз рассмотреть себя в качестве сторонников макробиотики в понятиях политики, социума, экономики и ценностных систем. Хотя однозначно некоторые образы будущего идеального мира были чересчур утопическими, явление, которое всегда оставалось фундаментальной ценностью макробиотики, - это индивидуальная, личная свобода. Людей воодушевляли думать, жить и есть, опираясь на собственный свободный выбор, и, в зависимости от того, каким он был, они получали награду или страдали от последствий, к которым не имели отношения какие бы то ни было человеческие авторитеты, поскольку сама природа и вселенная проявляли о нас заботу. Макробиотика обеспечивала возможность реализации принципа личной свободы и находилась в гармонии с демократическим обществом свободного рынка, принципы которого, конечно же, были лучше всего отражены в конституции Соединённых Штатов.

После Второй мировой войны возник мир с двумя полюсами - идеалами капитализма и социализма. Две системы предлагали диаметрально противоположные взгляды на экономическое равенство; одна утверждала его в качестве индивидуального права, другая - в качестве социального обязательства. Период, начиная с 50-ых до конца 80-ых, характеризовался в основном борьбой этих двух мировоззрений. Основными вехами противостояния были кубинский ракетный кризис и гонка ядерных вооружений, космическая военная программа, строительство (и падение) берлинской стены, корейская и вьетнамская войны и, в конечном счёте, распад Советского Союза. Коллапс Советского Союза был победой мира свободного рынка. То было окончательное «я же вам говорил» для экономистов, банкиров, мультинациональной корпоративной элиты, политических лидеров и широких масс.

Демократизация бывших Советских Республик была менее значительной, чем идея, что их граждане теперь были свободны зарабатывать столько денег, сколько хотели, не встречая препятствий. Мир стал устрицей для корпоративной элиты и элиты чёрного рынка, особенно когда Китай также открылся для свободной торговли. Мы живём в эпоху и в мире, где свобода зарабатывать любое количество денег не только не ограничивается, но поддерживается самыми могущественными правительством и армией в мире. Что это, в действительности, значит? Это ли микробиотический идеал?