Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Питание

Фрагменты книги "Программа энергетического питания" (часть 1)

Предисловие

В 1943 г., во время Второй мировой войны, мой отец Антонио Станчич был арестован в Греции и отправлен в концлагерь при немецкой фабрике. Всех заключённых заставляли тяжело трудиться. Зима 1943 г. была очень холодной. Бараки плохо отапливались, заключённым нехватало одежды, а питались они заменителями настоящих продуктов. Мой отец рассказывал: «Я постоянно мёрз и голодал». По утрам ему давали чашку кофе из цикория и ломтик хлеба. На обед и на ужин он получал тарелку супа с картофелем и овощами, зёрнами или бобами, а изредка - немного мяса. Заключённые каждый день умирали от голода. Постоянно росло число смертей, вызванных контактом с ядовитыми химическими веществами. Жизнь была постоянной борьбой за выживание.

Когда моего отца мучила жажда, он держал во рту холодную воду, чтобы согреть её и интуитивно «пережёвывал» её какое-то время, от десяти до пятнадцати раз, прежде чем проглотить. Однажды, когда вода была особенно холодной, он «разжевал» её пятьдесят раз! И он открыл нечто, спасшее ему жизнь.

Наряду с тем, что она утоляла жажду, вода, похоже, являлась источником энергии. Сначала он подумал, что это должно быть, игра его воображения. Наконец, он осознал, что «пережёвывание» воды пятьдесят или больше раз действительно наделяет его энергией. Изумляясь, он задавался вопросом, как простая вода может творить такие чудеса. Ему понадобилось сорок лет, чтобы познать эту тайну.

Отец стал экспериментировать, пережёвывая каждый кусочек пищи пятьдсят раз. Затем он увеличил число жевательных движений до 75, 100, 150, 200, даже до 300 и более раз. Он установил, что магический минимум жевательных движений составлял 150 раз, и что чем больше он жевал, тем больше энергии получал. Завтраки и обеды были ограничены во времени, в отличие от ужинов. За ужином отец мог пережёвывать воду сколь угодно долго.

Его техника была проста: поместить в рот одну чайную ложку любой пищи, жидкой или твёрдой, и считать количество жевательных движений. В основном, друзья отца высмеивали его «открытие». Но два человека заинтересовались этими экспериментами и присоединись к «жевательным сессиям» моего отца. Они делились впечатлениями и оба пришли к выводу, что эта техника даёт им больше энергии. Они также чувствовали согревающий эффект и уменьшение чувства голода.

В 1945 г., после двух лет пребывания в концлагере, заключённые были освобождены американской армией. Спустя какое-то время мой отец, исхудавший, но живой, вернулся домой в Фиуме-Риджеку (прежде часть Италии, потом - Югославия). Из тридцати двух человек в его бригаде выжили только трое: мой отец и два человека, практиковавших усиленное пережёвывание.

В 1946 г., когда мне было14 лет, во время семейного пикника отец рассказал мне о своём опыте. Он объяснял своё чудесное спасение исключительно тщательным пережёвыванием пищи. Он дал мне очень важный совет: «Если ты когда-либо почувствуешь себя слабым, замёрзшим или больным, пережёвывай каждый кусочек пищи 150 раз или больше». Я никогда не забывал его слова, даже несмотря на то, что мы не испытывали недостатка в еде, а моё здоровье было хорошим.

В 1949 г. в Югославии наступил политический кризис. Коммунистическое правительство запретило итальянским гражданам выезжать в Италию. Многие люди, настроенные оппозиционно по отношению к коммунистическому режиму, пытались покинуть Югославию. Я был одним из них. 10 марта 1949 г. меня арестовали на границе и приговорили к двум годам «исправительных работ». В свои семнадцать лет я тоже стал заключённым.

Мой тюремный опыт был очень тяжёлым, если не столь же ужасным, как лагерный опыт моего отца. Диета была аналогичной той, что он мне описывал: ломтик хлеба с кофе из цикория по утрам, тарелка супа, обычно с ячменём и бобами, в полдень, и то же самое блюдо вечером. Раз в неделю в суп добавляли мясо. Если в супе насчитывалось двадцать бобов, я считал трапезу роскошной. Подобно отцу, я постоянно испытывал голод. Мне позволяли раз в месяц получать из дома один маленький пакет с продуктами. Поскольку посылки часто не доходили, я попросил мать посылать мне сырой лук, соль и сухой цельный хлеб. Я посчитал, что никто не станет красть такие продукты, и мой расчёт оказался верным.

Эти дополнения к моему скудному рациону радикально изменили ситуацию. Я разрезал лук на дольки, макал в соль и жевал вместе с хлебом. Затем делал пару глотков воды. Когда я тщательно «пережёвывал» воду, она наделяла меня огромной энергией и странным чувством уверенности и мужества. Я жевал так, как учил меня отец - 150 раз или больше того, но добавил одно важное новшество: я жевал с закрытыми глазами. Благодаря этому я мог «избежать» контакта с окружающими миром, повергавшим меня в состояние тоски и отчаяния. Закрытые глаза также делали мою энергию более внутренней. Когда я не смотрел на внешний мир, энергия направлялась во внутреннюю сферу и наделяла меня силой.

Через год моей семье позволили выехать в Италию, а в 1953 г. мы иммигрировали в Соединённые Штаты, где еды было в изобилии. Мы с братом стали работать в ресторанном бизнесе. Не опасаясь голода, я отказался от «режима усиленного пережёвывания».

Шли годы, и в 1969 г. я начал страдать от эффектов своей жизни, полной стрессов и напряжения. Я был потрясён, осознав, что копаю себе могилу вилкой! В центре моего внимания оказались питательные вещества и здоровые продукты. Я экспериментировал с различными диетами - от сыроедения до питания исключительно фруктами, от диеты с высоким содержанием белков до лакто-вегетарианства. Все они работали, но я не мог следовать им продолжительное время. Затем я открыл макробиотику, которая удовлетворяла меня гораздо больше. Я стал с энтузиазмом изучать и практиковать макробиотику, и продолжаю это делать по сей день.

ПРОГРАММА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ: ТЫ ТАКОЙ, КАК ТЫ ЕШЬ

Когда здоровье людей расстраивается, они часто обращаются к консультантам, разводятся, переезжают в другой город, принимают пилюли, пьют травяные отвары и прибегают к помощи хирургии. Только в самую последнюю очередь они обращаются к возможности изменить свою систему питания, надеясь восстановить здоровье.

Когда мы едим сознательно, мы можем, как учил Отец Медицины Гиппократ, превратить свою пищу в лекарство, а лекарство - в пищу. Желание есть - наше главное желание, основа инстинкта выживания. С одной стороны, еда - это простое действие, однако в целом люди недооценивают его влияние на здоровье. Если у вас есть сомнения в том, что пища действительно важна, попробуйте поститься в течение нескольких дней или обратите внимание на поведение голодного ребёнка. Как и в случае других основных функций человеческого существа, употребление пищи может быть либо жадным потаканием своим чувствам, либо духовным опытом. В зависимости от того, как мы едим, мы можем либо просто насыщаться и ублажать себя, либо исцелять и трансформировать себя.

Во многих традициях и культурах употребление пищи считается очень важным, даже сакральным актом. Мой друг-ливанец рассказывал мне, что в Ливане крестьянин не должен отрываться от трапезы, даже если в его дом входит царь. Существует древний иудейский закон: если человек съедает кусок пищи, размеры которого превышают размеры яйца, он должен сесть и вознести благодарственную молитву. Во многих религиозных и духовных ритуальных практиках рекомендуется благоговейное отношение к пище.

В наши дни мы неумышленно прерываем свои трапезы ради телефонных звонков и тысячи других лихорадочных влияний современной жизни. Принимая пищу, мы встаём и садимся, разговариваем, читаем, бегаем вокруг, словно крысы в клетке; сначала хватаем кусок еды, а потом хватаем пилюлю, улучшающую пищеварение. Согласно данным Отчёта о потребительских расходах, сегодня американцы ежегодно тратят больше 1 миллиарда долларов на лекарства, облегчающие пищеварение. Пристально посмотрите на свой образ жизни.

Если продукты являются строительными элементами нашего здоровья, тогда вызывающие стресс привычки, связанные с употреблением пищи, приводят к тому, что здание здоровья разрушается. Американцы переедают и получают недостаточно питательных веществ. Для очень многих людей пища стала скорее формой развлечения, нежели источником необходимых организму веществ и жизненной силы. Ухмыляющиеся клоуны продают искусственные продукты с высоким содержанием жиров и сахара. Персонажи мультфильмов, кинозвёзды и атлеты убеждат американцев есть искусственные продукты.

Однако в наши дни растёт число американцев, изменяющих свои привычки. К сожалению, некоторые люди, следующие здоровой диете, неспособны достичь удовлетворительных результатов, поскольку в основном концентрируются на том, что они едят, а не на том, как они едят. Очень немногие люди знают, как извлечь из продуктов всю заключённую в них энергию. Эффекты даже самой здоровой трапезы можно свести к минимуму или к нулю, если есть неправильно.

Каждый из нас выбирает свои жизненные приоритеты. Благодаря ПЭП вы получите максимальное благо от выбранных вами продуктов. Если вы будете более внимательно относиться к выбору продуктов, к манере, с которой вы едите, к дыханию, упражнениям или созерцанию, и направлять свои энергии, вам будет гораздо легче сконцентрироваться на измерении, в котором вы действительно хотите пребывать.

ОСОЗНАЙТЕ, ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ ВЫ ЕДИТЕ

Осознайте, каковы ваши мотивы. Посмотрите, не указаны ли ниже причины, по которым вы едите:

1. Механическая: спонтанная реакция на голод без мыслей о качестве или эффектах пищи. «Я такой голодный, я мог бы съесть всё, что угодно». «Я бы съел слона».

2. Сенсорная: еда ради вкуса, структуры, аромата, визуальной привлекательности продукта. «Я ем, потому что это блюдо обладает восхитительным вкусом». «Этот продукт выглядит так привлекательно». «Мне нравятся продукты, консистенцией напоминающие крем».

3. Сентиментальная: Употребление пищи, мотивом которого являются эмоции или воспоминания. «Это блюдо напоминает мне о детстве, о моей родине, об этнических продуктах, которые я любил». «Перед тем, как ложиться спать, я ем печенье и пью молоко».

4. Интеллектуальная: мотивация, возникшая под влиянием специалистов-диетологов и учёных. «Я ем это, потому что эти продукты рекомендуются в книге». «Лектор сказал, что эти продукты низкокалорийны и богаты витаминами».

5. Социальная: Питание, основанное на сознательном отношении к земле и людям, на чувстве сострадания к другим. «Я ем продукты, которые благотворно воздействуют на землю и могут насытить каждого». Как сказал Ганди: «Я питаюсь так просто, чтобы другие могли просто питаться».

6. Идеологическая: Питание в соответствии с религиозной дисциплиной или духовным учением, ради развития и трансформации. «Дисциплинированно и осознанно я питаюсь в соответствии со своими духовными воззрениями».

7. Высшая: Свобода в питании, происходящая из внутренней мудрости и понимания своего «я», а также осознание всех семи уровней. «Я ем, чтобы осуществилась моя мечта. Мне известно могущество пищи. Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть». (Из «Семи уровней суждения» Джорджа Осавы)

«Когда я ем, я глух и нем».

Когда в детстве я жил на ферме своего деда в Югославии, за обедом каждый день собиралось больше двадцати работников. После того, как все блюда были разложены по тарелкам и люди начинали есть, невозможно было услышать ни единого слова. Обед длился полтора часа, после чего мы отдыхали под деревом или в стоге сена до 3:00. Затем мы работали до захода солнца, а вечером ужинали в аналогичной манере.

Существуют причины, по которым необходимо сохранять молчание во время трапезы. Разговоры за едой могут направить энергию изо рта в горло или мозг, создавая в теле разделение энергии и препятствуя пищеварительному процессу. Тратя энергию на разговоры, мы получаем из пищи гораздо меньше энергии. Итальянцы говорят: «Уандо си мангиа нон си парла», что означает: «Не разговаривай, когда ешь». Во многих других культурах также практикуется молчание во время трапезы.

Я вижу, что людям, которые разговаривают во время еды, часто необходимо есть больше и они чаще страдают расстройством пищеварения. Поэтому самое лучшее - хранить молчание во время приёма пищи. Как можно меньше разговаривайте в промежутках между кусочками пищи, которые вы глотаете. Отключите телевизор, телефон или уменьшите громкость радио, хотя мягкая музыка может оказывать расслабляющий эффект. Если во время «общественных трапез» вы вынуждены разговаривать, обсуждайте приятные темы. Избегайте негативных разговоров, поскольку тем самым вы будете заряжать пищу негативными мыслями и негативной энергией, которые станут «перевариваться» и наполнять собой ваше существо. Заряжайте пищу мыслями силы, радости и признательности, и вы буквально поглотите эти качества.

ВЫ ДОЛЖНЫ ИСПЫТЫВАТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ

Мы обсуждали, как подтовить себя к приёму пищи. Мы говорили о том, как следует сидеть, очищаться, дышать, какую следует принимать позу, и как нужно расслабляться. Теперь, прежде чем приступить к трапезе, мы должны поблагодарить за неё. Создаёт ли такая благодарность какое-то различие? Подумайте о том, что вы чувствуете, когда ваш друг выражает чувства любви и признательности. Именно так чувствует пища. Пища живая. Она является благословением земли. Часто я очень огорчаюсь, когда вижу, как пищу недостаточно ценят или выбрасывают. Это всё равно, что критиковать или отвергать дорогого друга. Сегодня американцам доступно такое изобилие продуктов, что многие из них утратили благоговейное отношение к пище. Исправить такое отношение можно, практикуя пост, который порождает глубокое осознание благословений, даруемых пищей.

БЛАГОДАРСТВЕННАЯ МОЛИТВА ЛИНО

Спасибо тебе, Вселенная, за то, что даёшь нам жизнь, за то, что даришь нам вдохновение и руководство. Спасибо за родителей, супругов и супруг, друзей, которые разделяют с нами жизненные радости и огорчения. Мы благодарим тебя за пищу, которую собираемся принять. Мы благодарим каждого, кто приносит нам эту пищу: от фермера, который её вырастил, до людей, доставивших её нам. Мы особо благодарим повара, который приготовил эти блюда и теперь подаёт их нам. Пусть эта пища войдёт в наши тела и поможет нам стать более здоровыми, уровновешенными и счастливыми. Пусть она очистит нас, чтобы мы могли стать лучшими людьми, более сознательными и способными подарить миру здоровье, мир и счастье. Аминь.