Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Принципы макробиотики

2. Нет ничего одинакового

Будет благом помнить это, если в прошлом у вас было множество любовных увлечений и вы по-прежнему пристаёте на улице к незнакомым девушкам с просьбой дать номер телефона. Нет двух явления или людей, которые были бы абсолютно идентичными. Ваша новая возлюбленная может выглядеть как ваша «бывшая», но невозможно встретить её углеродную копию. Да и то сказать - оно вам надо?

Говорится, что два явления не могут быть «одинаковыми». Любая реалия обладает некими уникальными характеристиками. Не существует двух одинаковых снежинок, осенних листьев, отпечатков пальцев, гор, животных, двух сторон человеческого лица, даже «одинаковых близнецов». Обязательно будут присутствовать отличия - неважно, насколько тонкие.

Даже если два явления - допустим это - в точности подобны друг другу, сам факт, что их «два», разделяет эти явления, поскольку они занимают разные места в пространстве и/или во времени. Природа не лишена чувства иронии. Хотя все физические объекты состоят из атомов и молекул, их объём и комбинация в каждом объекте будут уникальными. Знание этого позволит вам выиграть кучу пари на дюжину пива.

Задумайтесь: если всё, в действительности, находится в постоянном процессе изменения, тогда очевидно, что никакие явления в любом случае не могут быть тождественными. Правильно? Это ведь здравое суждение? Я слышу голос своего «внутреннего циника»: «Какая разница? Какое это всё имеет значение? Да и кто ты такой, чтобы давать столь грубые, приблизительные оценки?» Однако я могу пренебречь голосом. Я уверен, что знание этого принципа может принести какую-то пользу. Например, когда вы заказываете в местном ресторане своё любимое блюдо, а его вкус даже отдалённо не напоминает тот, что был в прошлый раз. Знание этого принципа позволяет молчаливо переносить разочарование.

Этот принцип можно встретить в священных текстах различных религиозных традиций. Последнее открытие в моём поиске связано с буддийской школой Мадхьямика. Основатель этого течения Нагарджуна, живший во втором веке христианской эры, в своей «Мадхьямике» (что означает «Доктрина Срединного Пути») изложил положения, которые он считал Восемью Истинами Буддизма:

«Ничто не возникает, ничто не исчезает.

Ничто не вечно, и ни одно явление не имеет конца.

Нет ничего одинакового и нет ничего различного.

Нет никакого движения здесь, и нет никакого движения там».

Я прекращаю судебное разбирательство. Если этот принцип вполне приемлем для Нагарджуны, он достаточно хорош и для меня. Нет ничего одинакового.

Верне Варона