Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Личный опыт

Ещё одна мечта бонсай - открытый торговый источник

Фия Куши

Я жил в Японии с 1989 по 1991, и в то время мне была предоставлена привилегия создать и учредить Японскую организацию органической сертификации (с помощью макробиотических продуктовых компаний «Митоку» и «Мусо»). Я изучил все тонкости процесса органической сертификации, разрабатывая стандарты, методы инспекции и сертифицирования, и знакомясь с всемирным органическим движением, действующим под эгидой ООН (Международная федерация движений за органическое земледелие).

Я был весьма впечатлён тем, насколько детальный характер носила вся документация, связанная с органическими ингредиентами. Уровень информации, которую собирали и протоколировали инспекторы и специалисты по сертификации, был просто феноменальным. Можно было проследить путь органического ингредиента от продукта на магазинной полке до того участка земли, на котором росли растения, а также узнать происхождение семян.

В то время интернет и компьютеры находились в зачаточном состоянии, и я мечтал о том, что в ближайшем будущем будет создана обширная информационная база, к которой все будут иметь доступ онлайн. Я также мечтал об органических супермаркетах, таких как магазины цельных продуктов, где покупатели могли бы сканировать ярлык любого продукта и получать полную информацию об этом продукте. То было бы величайшим служением покупателю - привнести в индустрию органических продуктов лучшую информационную технологию.

Прошло почти 20 лет с тех пор, как я покинул Японию, и то, о чём я мечтал, так и не стало явью по одной простой причине: конкурентная экономика нашего свободного рынка не поддерживает и не станет поддерживать подобную систему. Попросту говоря, компании не желают открывать свои источники кому бы то ни было, и потому вся замечательная детальная информация, которую собирает сфера органической сертификации, остаётся доступна только узкому кругу. Зная об этом обстоятельстве много лет тому назад, я предсказал две вещи:

1.   Органическая сертификация никогда не сумеет завоевать всю полноту доверия и, соответственно, этот недостаток доверия будут эксплуатировать беспринципные компании.

2.   Единственная надежда  производителей органических продуктов заключается в создании системы полной открытости, и подобная система может, по определению, произвести революцию в глобальной экономике свободного рынка.

Окружающая среда продолжает бить в набат, и, по мере того, как мир становится всё более скептичным в отношении большого бизнеса, рано или поздно наступит переломный момент, когда потребители скажут, «с нас хватит». Единственным надёжным источником продуктов станет источник абсолютно прозрачный и доступный. Это «открытый торговый источник».

Моё видение таково:

Открытый торговый источник - это вебсайт и информационная база, где компании размещают всю детальную информацию о своих продуктах и операциях, включая не только рассказ об источнике ингредиентов, о том, какие семена были использованы, какой участок земли, когда был собран урожай, как его транспортировали и перерабатывали и так далее, но также информацию о том, как продукт упаковывали, получали ли фермеры и работники достойную оплату, и даже информации о том, какую прибыль получила или получит компания.

Вся эта информация будет доступна благодаря простому сканированию  ярлыка или введению кода, указанного на нём, в соответствующее поле на вебсайте. Помимо вышеописанной информации, продукт будет содержать данные о питательных веществах, рецепты, и любые исторические сведения, относящиеся к нему.

Прибавьте к этому добровольное голосование потребителей продуктов, работников компании и даже конкурентов, предлагающих аналогичные продукты.

В результате,  мы будем иметь исчерпывающий источник информации,  который станет способствовать прозрачности, самообновляемости, социальному равенству и, превыше всего, экономической справедливости. Компании честные, которым нечего скрывать, извлекут из этого благо, тогда как те, кому есть что скрывать, компании, идущие на компромисс с качеством или дурно относящиеся к работникам и поставщикам, будут разоблачены благодаря своему недостаточно активному участию.

Всё это может начаться с маленького вебсайта и одной-двух компаний, у которых есть мужество сделать шаг вперёд и открыть свой бизнес для публики. Продуктовая индустрия (да, собственно, и любая другая) никогда не заслужит полное доверие до тех пор, пока подобная система полной открытости не появится на свет.

Однако, появивишись на свет, этот открытый торговый источник трансформирует глобальную экономику, превратив её из секретной и соревновательной в кооперативную и прозрачную. Это по-прежнему будет экономика свободного рынка, однако то будет рынок, в полной мере управляемый потребителями, а не тайными манипуляторами, принадлежащими к корпоративной элите.

Источник  - http://phiyakushi.wordpress.com/2010/06/09/bonsai-dreams-9-open-source-trade/