Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Интервью

Размышления о макробиотике

В фильме «Спящий» Вуди Аллен комментирует изменчивость данных научных изысканий: герой просыпается в будущем и узнаёт, что учёные открыли: курение полезно для здоровья! Мне очень нравится этот эпизод; должна признаться, что научный подход всегда смущал меня только потому, что он кажется столь шатким.Это не вина науки (!), нам просто следует вспомнить прошлое, те времена, когда никто не знал, что такое витамины или даже какое воздействие продукты оказывают на тело ( например, когда врачи говорили нам, что продукты, которые мы едим, не имеют ничего общего с раком или здоровьем в целом).

Кто-то из великих сказал (или это говорили многие великие), чтонаши знания малы по сравнению с тем, чего мы не знаем, и даже микроскопичны по сравнению с тем, о чём мы не знаем, что не знаем. Я хочу сказать, что мы называем определённый набор симптомов недостатком витамина В12, но эти симптомы могут объясняться именно нехваткой В12, а могут – совершенно иными причинами, и нас, возможно, уже не будет в живых, когда наука это выяснит. По моему мнению, человеческое тело представляет собой гармоничное целое, уникальное сокровище врождённой мудрости, слишком сложное, чтобы его можно было до конца понять.

Проблема научного изучения воздействия, которое употребляемые нами продукты оказывают на тело, состоит в том, что каждый человек уникален, образ жизни каждого человека уникален, равно как и диета, любимые продукты, место жизни, ближайшее окружение и т. д.… Мы знаем, что всё закладывается в детстве, родителями…, а фундаментом здоровья является знакомые, домашние, качественные продукты – всё это нам хорошо знакомо, но состояние здоровья бывает разным даже у детей в одной семье. Как же, в таком случае, можно ожидать определённых выводов, если мы все такие разные? Конечно, существуют некие общие характеристики, но разве их достаточно?

Из опыта мы уже знаем, что одно и то же заболевание может иметь разные причины, и в каждом конкретном случае подход к лечению должен быть особым, а также следует учитывать индивидуальные характеристики. Проводя консультации, я отчётливо понимаю, сколько в каждом случе есть нюансов, и если слишком много интеллектуализировать, можно буквально расстроить мозг.Решающим фактором должна быть интуиция, и такой подход весьма далёк от научного. Моя роль заключается в том, чтобы помогать людям включать в их рацион цельные зёрна, овощи, ферментированные продукты и т. д., и быть их советчиком, когда возникают трудности (разгрузка организма, ощущение дискомфорта и т. д.)

Когда мне было лет 7-8, как-то раз, когда я с высокой температурой лежала в постели, я осознала (как теперь понимаю) глубокую истину:доктор может не знать, как мне помочь; я одна. Я знала, что могу, в действительности, полагаться только на себя, и ничего не знаю, и чувствовала только боль в желудке и одиночество. Я могу описать своё состояние как чувство того, что наиболее фундаментальные представления о себе разрушаются, и вы понимаете, что нет никаких гарантий. Я вновь почувствовала это после нескольких лет макробиотической практики. Когда ты взрослый – это ужасное, но восхитительное чувство. Мы можем полагаться только на себя – и это замечательно.

Конечно, можно многому научиться у других людей, но нам необходимо применять их советы напрактике и решать, что нам не подходит. Джессика Портер (автор книги «Диета для современной девушки») рассказывала в макробиотическом чате, что сейчас она ест меньше риса и больше ячменя, поскольку ей нравится эффект, оказываемый ячменём на её тело – она говорит, что ячмень делает её более общительной – хотя признаёт, что вкус этого продукта не слишком ей нравится. Мне кажется, что такого рода дискуссии в макробиотической среде очень интересны – это пища для ума, которую можно понять, не имея научной степени. Можно воспользоваться этой информацией, использовать её на практике без ущерба для здоровья и сделать свои выводы. Я думаю, что это самая суть макробиотики – использовать чужое знание, говоря: «Да, мне оно помогает».

Люди всегда хотят гарантий – возможно, потому, что гарантии дают им ощущение безопасности. Мы пытаемся всё классифицировать и «расставить по полочкам», отчаянно пытаясь упорядочить и наполнить смыслом нечто хаотичное и бессмысленное. Стоит при этом понимать, что такое стремление неизбежно уменьшает наши возможности. Я люблю макробиотику за идею безграничных возможностей, которые даёт нам жизнь. В макробиотике не существует жёстких правил и непоправимых последствий. Мы не можем полагаться на что-либо или кого-либо – таким образом, это истинная автономия. Это процесс исследования себя, и, совершая это путешествие, мы составляем карту. Возможно заставляющее понервничать, но какое приключение…

Я учу людей готовить, рассказываю им о том, как можно сделать новое блюдо из случайного набора компонентов; как можно изменить себя, как можно улучшить здоровье. Я отставиваю принцип разнообразия во всех явлениях. Вчера вечером я была на макробиотическом чате, и некие люди рассказывали, что ежедневно употребляют на завтрак овсянку. Я думаю, что это неразумно, поскольку приводит к недостатку питательных веществ. Другие участники чата говорили, что принимают пищевые добавки – для меня это тоже безумие. Выход состоит просто в том, чтобы сделать рацион более разнообразным – и тогда жизнь, в любом случае, станет более интересной!

Я считаю себя вегетарианкой, поскольку вегетарианство лучше всего подходит для моей повседневной жизни, но также я не слишком строга и прислушиваюсь к тому, что говорит мне тело – надеюсь, я правильно понимаю эти подсказки – а если нет, я обязательно исправлюсь. Я сторонница развития, движения и самовыражения – я считаю, что жить надо не только на кухне. Я занимаюсь балетом, гуляю с собакой, летом работаю в саду и убираюсь дома – когда дети не помогают! Я всегда стремлюсь пробовать всё новое, поскольку знаю, что не знаю всего, и потому остаюсь открытой для новых возможностей.

Я подвергаю сомнению абсолютно всё, что общество представляет мне в качестве «правильного» – начиная с таких серьёзных вопросов, как стоит ли делать моим детям прививки (я не делала), до мелочей, таких как вопрос о необходимости запирать двери дома на ночь (я этого не делаю). По большей части, получаемые мной ясные ответы основаны на чувствах, а не на интеллектуальном процессе. Поэтому я учу также и этому – как развивать интуицию.

Макробиотика может быть очень простой, а подчас упростить явление, докопавшись до его сути, – самый увлекательный опыт.

Анна Розенберг