Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Интервью

Интервью с Лоренсом Шаллером

Интервью с Лоренсом Шаллером, основателем Центра изучения семян «Куса»

(Продолжения статьи "На пути в новый мир")


 

Вопрос: Лоренс, Вы упомянули потребность во внешнем вкладе, заметив, что создали два инструмента или орудия.

Лоренс Шаллер: Эти инструменты – порождения литературного творчества.

Вопрос: Вы писатель?

Лоренс Шаллер: Я человек. Как справедливо замечают учёные, люди принадлежат к виду жизни, создающему орудия, инструменты. Именно способность создавать инструменты отличает человечество от всех иных живых существ, делает нас уникальными,особенными созданиями. В любой сфере жизни наши орудия, в форме инструментов, посредством которых осуществляется развитие, вечно ведут нас вперёд, к новым процессам и знаниям. Я почувствовал, что мои литературные таланты ограниченны, но всё же я могу писать сносно; так сказать, ковылять. Поэтому я обратился к литературному творчеству.

После того, как на протяжении многих лет я изучал различные аспекты современных зерновых культур, буквально растворяясь в этой теме, я почувствовал, что всё больше и больше сталкиваюсь с «дырой»; неким «пробелом». Я пришёл к выводу, что постижение внутренней красоты зёрен и связи этой красоты с человеческой духовностью требует, чтобы мы обратились в каком-то ином направлении – в прошлое. Я понял, что это относится не только ко мне, но к каждому, кто проявляет интерес к зёрнам и семенам; это универсальное явление. В процессе изучения внутренней красоты зерна нам не следует оставаться в прошлом, однако существует оправданная необходимость начать путешествие с прошлого. Мы вынуждены это делать, поскольку современная эпоха лишает нас возможности увидеть явление в целом, объёмно.

Мне кажется, что в наше время связь между человеческой духовностью и внутренней красотой зерна недоступна для восприятия. Знание и понимание внутренней красоты зерна стали считать чем-то вроде «утраченного искусства». Поэтому, чтобы изучить связь духовности и красоты зерна, мы должны обратиться к прошлому. В результате своих исследований я пришёл к выводу, в прошлом люди обладали глубоким пониманием этой взаимосвязи.Сегодня мы утратили это понимание. Чтобы понять – познать природу зерна, увидеть его красоту – для нас будет благом отправиться в прошлое и прибегнуть к его мудрости. «Визит в прошлое» не есть обязательное требование; это просто возможность.

После многих лет изучения я почувствовал, что, в конце концов, обрёл нечто интересное, чем можно поделиться с другими людьми. Я знал, что обычный человек не способен посвятить 35 лет своей жизни изучению древних культур и распутывать клубки хитросплетений истории. Было бы совершенно нереалистично ожидать, что кто-то станет этим заниматься. С другой стороны, я потратил на это всю жизнь. Поэтому,чтобы поделиться своими знаниями со всеми заинтересованными людьми и сделать исследовательский процесс общедоступным, я написал книгу об «утраченном искусстве», в которой рассказывается о том, как можно по достоинству оценить и использовать взаимосвязь духовности и красоты зёрен. Эта книга – первый инструмент.

Книга разделена на три тома. Первый том содержит историю зёрновых культур и человеческих отношений с ними, включая историю каши, а также биографию хлеба; историю жизни одного из столпов сельского хозяйства. Первый том также содержит репринт эссе Осавы 1950 г. Это первая публикация эссе на Западе. Второй том представляет собой «агрономическую библию» выращивания съедобных зёрен в небольших масштабах без каких-либо химикатов; рассматриваются всевозможные практические детали, от посева до хранения урожая. Третий том – это собрание рецептов, в которых совершенно отсутствуют молоко, сахар и мясо.

В первом томе книги об «утраченном искусстве» всестороннее обозрение истории зерновых культур, употребляемых человечеством в пищу, заканчивается восхождением на вершину горы Уилсон в горах Сан-Габриэль в Южной Калифорнии, где автор провёл множество идиллических часов своей юности. На вершине горы Уилсон расположена обсерватория, в которой были установлены первые в истории сверх-мощные телескопы; инструменты, представляющие собой зеркала в 60 и 100 дюймов. Эти телескопы, с их гигантскими зеркалами, собирали рассеянный свет, концентрировали и усиливали, благодаря чему наблюдаемые объекты становились доступны зрению. Изображения, полученные с горы Уилсон, произвели революцию в современной астрономии, ошеломив мир свидетельствами того, что помимо удивительного Млечного Пути, Вселенная является домом бесчисленных галактик – одним словом, безграничности.

Первый том книги об «утраченном искусстве» подобно мощному телескопу собирает рассеянные наброски людей и мест, сыгравших большую роль в истории съедобных зёрен, и увеличивает эти образы, создавая, таким образом, зримый портрет. Так первый том книги становится ценным инструментом; мощной линзой, позволяющей посмотреть из современности на начало истории цивилизации. Подобный взгляд на съедобные зёрна в высшей степени поучителен.

Первый том помогает рассмотреть современные достижения «химического сельского хозяйства» и молекулярной биологии в рамках глобальной картины. Некоторые другие инструменты могут помочь людям в достижении такого восприятия. Как наземные телескопы позволяют человечеству получать новые знания об окружающем мире, так и первый том, используемый в качестве инструмента, который «увеличивает» историю и нюансы человеческих отношений с зёрнами, может привести к новым открытиям. Мы можем использовать литературное произведение в качестве инструмента создания новых ментальных образов и получения новой информации.

Вопрос: А второй «инструмент»?

Лоренс Шаллер: Второй инструмент – это маленький буклет, озаглавленный «Церковь зерна» (вышел в свет в сентябре 2002 г.) В нём рассматривается связь семян и человеческого духа, а также рассказывается о кампании по сбору средств. Хотя речь идёт о серьёзном предмете и затрагивается мистическая сторона рассматриваемого явления, в буклете много юмористических пассажей. Я стремился к тому, чтобы чтение буклета было динамичным, увлекательным занятием.

Моя задача, как я её вижу, заключается в том, чтобы собрать средства на издание этих книг и заняться их распространением.Тогда центры семян «Куса» получат финансовую поддержку. Мне также нужно собрать средства на создание веб-сайта для «Куса» и разместить каталог публикаций и семян «Куса» в сети. Я буду очень рад любой помощи в осуществлении этих важных проектов.

Позвольте мне рассказать вам дальневосточную легенду. 110 лет тому назад знаток Японии и великолепный рассказчик Лафкадио Хёрн записал эту чарующую старинную историю. Однажды некий юноша, который в одиночестве странствовал по горам где-то в Японии, заблудился. Приближалась ночь, место было глухое, и юноша не видел никаких следов ни приюта для странников, ни даже крестьянской лачуги. Наш путешественник решил остановиться там, где его застала ночь. Дрожа от холода, он укутался своим плащом и устроился под деревом. Вдруг он увидел мерцающий огонёк внизу, в долине. Торопясь достичь человеческого жилья до захода солнца, юноша спустился в долину и обнаружил там крошечную хижину, скрытую густыми деревьями.Окна были плотно закрыты ставнями, а дверь была на замке. Луч света, который увидел юноша, проходил сквозь щель в крыше, покореженной ураганом.

Собравшись с духом, путешественник постучал в дверь хижины. Никто не отворял. Путешественник стучал и звал хозяев, но безрезультатно. Наконец, внутри послышалось движение и женский голос спросил, кто он такой и что ему нужно, однако дверь по-прежнему оставалась на замке. Юноша рассказал о том, как заблудился в горах и спросил о местонахождении ближайшего приюта для странников или крестьянского дома. Женщина за дверью выразила крайнее удивление: она не могла поверить, что кто-то смог добраться до хижины, идя тем маршрутом, который описал юноша. Испытывая недоверие, она продолжала задавать вопросы. Наконец, ответы юноши рассеяли её подозрения и она отворила дверь, хотя и осторожно. Держа деревянный фонарь так, что он освещал лицо путешественника, но сама она оставалась в тени, молодая и очень красивая женщина, которая была в доме одна, рассмотрела юношу с ног до головы.

Женщина заметила, что ночь безлунная, вокруг – тёмный и густой лес, сквозь который невозможно пробраться, а в округе никто не живёт.Юноше позволили войти в дом. Жилище было маленьким и простым: одна комната с кроватью, скромная кухня и алтарная. Хозяйка предложила юноше совершить омовение и поесть.Она сказала, что осталось только сёджин-риёри, совсем невкусное, но если гость пожелает… Голодный юноша с благодарностью принял это предложение. Хозяйка подала блюдо, состоявшее из коричневого риса и тушёных овощей. Здесь Хёрн прерывает повествование, чтобы адресовать читателям разъяснение: «Сёджин-риёри, – пишет Хёрн, – это буддийское вегетарианское блюдо». В заключение, Хёрн замечает: «Некоторые разновидности сёджин-риёри очень сытны». Сделав это замечание, он продолжает рассказ.

Историю, записанную Хёрном, стоит прочитать; это прекрасный образец классической литературы. Я искренне вам рекомендую с ней познакомиться. Её даже можно читать детям перед сном. Она никогда им не надоест, особенно, если вы будете представлять её в лицах. Но я хочу обратить ваше внимание на следующее обстоятельство: 110 лет тому назад Лафкадио Хёрн чувствовал, что ему необходимо, больше того, он просто вынужден, когда речь идёт о сёджин-риёри, сказать что-то в защиту и оправдание вегетарианского рациона. Почему? Каков был образ мыслей Хёрна, человека эпохи, от которой нас отделяет 110 лет?

Мне кажется, подобная позиция – ясное указание на то, чтопредубеждённость против вегетарианской диеты является давней социальной проблемой человечества; корни этой проблемы уходят глубоко в устройство нашего общества. Оправдательные замечания Хёрна показывают, до чего пренебрежительно и осуждающе общество смотрит на простую пищу – коричневый рис и овощи; на вегетарианство – даже в ту эпоху ( задолго до появления автомобиля, самолёта, телефона и других «современных» изобретений). Как утверждает старинная пословица: «Есть вещи, которые никогда не меняются». Я считаю, что замечания Хёрна затрагивают проблему, источником и питательной средой которой является человеческое невежество; то же самое невежество, благодаря которому сохраняются многие другие проявления нетерпимости: разделение людей на касты и классы, расизм и всевозможные предрассудки. В современном мире истину всячески извращают. Всего лишь один пример: нам говорят, что ядерное оружие «защищает» нас и «сохраняет мир». В нашем мире всё поставлено с ног на голову: «мясо и рыба – источник вкуса, здоровья и силы; зёрна и овощи безвкусны и не дают сил».

Но до тех пор, пока существуют животные, предназначенные на убой («чувствующие создания»), которые нуждаются в нашем сострадании, так называемая кулинария сёджин-риёри будет занимать важное место в искусстве повседневной человеческой жизни. Говорится, что слово «сёджин» состоит из знаков «дух» и «прогрессировать». Я чувствую, что именно это, по сути, было мотивацией Джорджа Осавы в его усилиях донести макробиотическое учение до западных людей. Он стремился дать человечеству духовное знание.

Несомненно, Осава был провидцем. Он точно предсказал современное наступление на девственные рубежи зародышевой плазмы зерновых культур (возникновение системы авторских прав на семена, гибридизация, разрушительная технология) и молекул клетки (биотехнология в биологии и ботанике). Точность этих предсказаний свидетельствует о его удивительной мудрости, хотя сам он отрицал, что наделён каким-либо даром предвидения. Осава говорил, что он не единственный, кто видит эти явления на горизонте. Он всегда отдавал должное другим людям, утверждая, что именно им он обязан своими вглядами. Он был настойчив, но не высокомерен. Существует лишь несколько искусств «вне времени». Эти искусства являются поистине драгоценными жемчужинами. Разве можно сомневаться в том, что сёджин-риёри – одно из них? Оно будет сохранять актуальность до тех пор, пока существуют скотобойни, и на живых существ охотятся, сажают в клетки и рассматривают в качестве продуктов питания. Этим существам необходимо наше сострадание. Лишь немногие человеческие искусства обладают такой – вечной – природой…

Используя мощные инструменты на горе Уилсон и в других местах, астрономы сумели рассказать нам о Млечном Пути. Они говорят, что ширина Млечного Пути равна приблизительно 100 000 световых лет и в нём находится приблизительно 200 миллиардов звёзд. И это – всего лишь одна из «бесчисленных» галактик. Аналогичным образом,ботаники и агрономы открыли нам глаза на огромное разнообразие био-форм во «вселенной» съедобных зёрен (сотни тысяч «родов» зёрен, наделённых индивидуальными характеристиками). Зерновые культуры предлагают человечеству широкие возможности.

Я убеждён, что зёрна являются источником мудрости и «инструментами», которые мы можем использовать не только ради достижения благоденствия и здоровья человеческого рода, но также с целью саморазвития; самореализации. Возможно ли, что именно на этот секрет указывал Джордж Осава своим выражением: «На пути в новый мир»? Возможно ли, что, возрождая легенду о священной траве куса, Джордж Осава обращал наше внимание на тайные силы, замалчиваемые в современную эпоху – силы, заключенные в семени и зерне? Согласно результатам моих исследований, ответом на оба эти вопроса будет безоговорочное «да!».

Вопрос: Что наши читатели могут сделать для защиты и использования редких зёрен?

Лоренс Шаллер: По моему мнению, важно утверждать и опекать кооперативные/коллективные модели производства и поставки продуктов. Если подобные организации отсутствуют там, где вы живёте, создайте группу активистов, стремящихся изучить такую модель и воплотить её в жизнь. Скромные личные усилия – ценный вклад. Поддерживайте некоммерческие центры сохранения семян и кооперативные фермерские мини-хозяйства, философским фундаментом которых является идея «продукты для людей», а не «продукты для прибыли». Зерновые растения – хорошие учителя. Если вы начнёте программу своего личного знакомства с процессом выращивания зёрен в малых масштабах («зернового садоводства»), вас ждёт награда. Культивирование зёрен в ограниченном объёме почвы (выращивание зёрен в маленьких горшках на солнечной террасе) – превосходный метод, позволяющий многому научиться.

Вопрос: Говорят, существует рис, который можно выращивать на полях в Англии?

Лоренс Шаллер: Да, существует разновидность риса, который растёт, не будучи погружён в воду. Он называется «наземный рис». Ему требуется влажная почва, но не высокий уровень воды. Зёрна наземного риса больше по размеру, чем зёрна «водяного риса», а листья – шире, толще и более тёмного оттенка зелёного цвета. Однозначно, нам стоит заняться изучением этого риса. Есть вероятность, что его можно успешно выращивать в Англии и повсюду в Европе.

Вопрос: Лоренс, что Вы хотели бы сказать в завершение нашей беседы?

Лоренс Шаллер: Я живу на земле «ковбоев и индейцев», и мне хотелось бы быть ближе к Европе, установить более тесные связи с европейцами. Я всегда испытывал такую потребность. Центр семян «Куса» должен быть международной организацией.