Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Интервью

На пути в новый мир (Часть 2)

С наступлением нового тысячелетия (1999-2000), после 20 лет работы с семенами, я остановился, чтобы подвести итоги проделанной работы. Подобно тому, как владелец магазина в конце года проводит инвентаризацию, я хотел оценить состояние Фонда изучения семян «Куса» и Общества изучения семян «Куса» после двух десятилетий работы. Прежде всего, мой взор обратился на собственную персону. Что я чувствую в отношении работы с семенами после более двух десятков лет активной организационной деятельности? Во-вторых, я рассмотрел состояние организации. Каковы её достижения? Я хотел дать оценку всему: как «внутренней», так и «внешней» стороне нашей работы.

Я пристально рассмотрел своё положение, а также мотивы и стремления. Я всегда стремился, насколько это в моих силах, встречаться со съедобными семенами в их собственном измерении.Мне хотелось, чтобы моё личное обращение к семенам исходило из самых глубин моего существа и оставалось неизменным.Поэтому я взглянул на своё внутреннее существо. Каково его состояние? Что со мной происходит? В результате честного наблюдения я почувствовал, что «внешняя» цель работы с семенами достигнута ( я подразумеваю деятельность двух организаций). Я увидел, что мой энтузиазм продолжать выполнение миссии остался стойким и нисколько не уменьшился по сравнению с временами, когда я начинал работу много лет тому назад.

Затем я обратился к внешним аспектам нашей работы. В фокусе моего внимания оказался центр «Куса». По моему мнению, организация обладала гигантским потенциалом. Съедобные семена, которые она активно распространяла, являются самыми ценными дарами, передаваемыми по наследству из поколения в поколение, и неисчерпаемым источником благ для всего человечества. Не будет преувеличением сказать, что потенциал зерновых культур, в смысле питательных веществ, которые в них содержатся, необычайно важен. По мере того, как я продолжал размышлять, стараясь дать должную оценку всем внутренним и внешним явлениям, мой анализ вновь и вновь указывал в одном направлении. Иначе говоря, всё, что я понимал и чувствовал, указывало на необходимость самопожертвования, полной отдачи себя делу работы с семенами.

Мне стало ясно – кристально ясно – что работа по сохранению семян и просветительская деятельность требуют величайшего вклада. Я понимал, что это саможертвование имеет два аспекта: внутренний и внешний. Чтобы работа по сохранению семян была эффективной на организационном уровне, эти два аспекта должны быть уравновешены. Зерновые культуры являются источником зёрен, которые гармонично сочетаются с бохимическим составом клеток человеческого организма. Эти взаимоотношения человеческой биохимии и крахмала, а также других питательных веществ, содежащихся в зёрнах, можно смело назвать «вечными». Таким образом, на глубинном уровне зёрна и человечество связаны вечными взаимоотношениями.

Чтобы оказывать служение семенам гармоничным образом, словно «в зеркальном отражении», от человечества требуется настойчивость и энтузиазм, сопоставимые по своей глубине и мощи с таким качеством ботанической «второй половины» человека, как её неистощимость. Чтобы взаимодействовать с семенами на равных, необходимо иметь аналогичные внутренние ресурсы. Я увидел составляющие внутреннего аспекта служения: богатство растительного царства вкупе с неугасающим пламенем человеческого духа. Затем я спросил себя: «Какова внешняя сторона нашего вклада? Что её образует?».

Я прекрасно понимал, что для эффективной организации работы по сохранению семян крайне важно иметь материальные ресурсы, позволяющие осуществлять всю практическую деятельность – распространение живых семян в некоммерческом формате. Чтобы поддерживать материальную базу организации, помогать людям и развивать образовательные программы, необходимы деньги. Для меня было очевидно, что финансовая поддержка яляется внешним аспектом нашего вклада. В конце концов, «анализ тысячелетия» показал мне, что внутренние и внешние ресурсы наших организаций находятся в состояние полного дисбаланса.

Несомненно, за 20 лет существования и служения формальная организация доказала своё право на существование;она прошла испытание временем. С ботанической точки зрения, организация была баснословно богата. У неё имелся доступ к тысячам зёрен; к индивидуальным живым видам наземного риса; просу, богатому клейковиной, голозёрному ячменю и овсянке; древним предкам современной пшеницы; замечательным хлебным злакам; бесценным чечевице и нуту; зёрнам и семенам, устойчивым к холоду и засухе, которым могли быть использованы в качестве лекарств и десертов – и так далее, и так далее, и так далее.

«Анализ тысячелетия» показал, однако, что способность организации эффективно служить людям, к сожалению, оказалась далека от совершенства; мы были недостаточно сильны. Последовательный анализ показал, что внутренние ресурсы организации – имеющиеся в нашем распоряжении семена, энтузиазм, информационная база – не были в равной мере подкреплены внешними ресурсами. Это несоответствие внутреннего и внешнего делало все наши усилия несбалансированными. Внимательно рассмотрев ситуацию, я пришёл к выводу, что моя задача заключается в том, чтобы помочь организациям семян «Куса» достичь в новом тысячелетии равновесия. Для этого мне было необходимо направить усилия на сбор материальных ресурсов. Со своей стороны, я чувствовал: лучшее, что я могу сделать в этом направлении – обратиться к литературному творчеству. Я решил снабдить организацию двумя инструментами. Я надеялся, что благодаря этим двум инструментам организация, в конце концов, достигнет состояния равновесия и гармонии, получив необходимую ей материальную поддержку.

Поистине, эти древние зерновые, употребляемые в пищу, – бесценные сокровища! С точки зрения человеческих качеств её членов, организации также повезло. Провидение одарило нас даром взаимопомощи и служения, послав нам настойчивых и энергичных товарищей. В нашей группе преобладал дух «фанатизма». Какой замечательный подарок судьбы!
Лоренс Шаллер