Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Интервью

Питер Дэдмен: мои представления о пище (часть 3)

Макробиотическая фаза моего развития представляется мне парадоксальной. С одной стороны, я верил и по-прежнему верю в то, что здоровая диета является фундаментальной частью здоровой жизни. Я по-прежнему являюсь страстным поклонником органических продуктов, и, хотя сейчас я ем гораздо больше животных продуктов, чем в прошлом, не могу отрицать, что преимущественно вегетарианская диета очень благотворна.

Я также хорошо знаю, что исследования питательных веществ, проводившиеся в последнее десятилетие, безоговорочно подтвердили тот факт, что диета с высоким содержанием органически выращенных цельных зёрен, овощей, фруктов и орехов, и с низким содержанием молочных продуктов является самой здоровой диетой для большинства людей.

И я опечален тем обстоятельством, что стремление к натуральным и органическим продуктам в течение последних нескольких лет всё больше становится ещё одной потребительской манией, вырванной из контекста социальной и экономической справедливости и заботы об окружающей среде.

Однако я также думаю, что макробиотика – по крайней мере, в том варианте, с которым я был знаком – была очень узкой, ограниченной системой. Можно вспомнить известное высказывание Минкина: «Если ваш единственный инструмент – молоток, все ваши проблемы выглядят как гвозди». Болезни могут быть вызваны различными факторами, и диета – только один из них.

Хотя изменения в диете могут помочь большинству людей, диета не обязательно является главным средством лечения различных заболеваний. Для некоторых людей особый режим питания может быть только одним из средств решения проблемы.

Когда преобладают определённые виды дисгармонии (стагнация ки печени, например), мы склонны к одержимости, а одержимость диетой, например, может только усугубить проблему. Подобная одержимость может привести к тому, что мы продолжим избегать явлений, способных оказать нам реальную помощь.

Я чувствую, что существует тонкая грань между желанием контролировать диету и хаотичным питанием. Диета, которая радикально отличается от диеты семьи, друзей и общества, может быть признаком анорексии, так же как веганство, сыроедение и вегетарианство, вызывающие аналогичное чувства уникальности, изолированности и контроля. В «строгие» периоды моей макробиотической практики я даже не мог сидеть за одним столом с друзьями и есть вместе с ними.

К счастью, мои представления о пище и диете однозначно изменились за все эти годы, и я надеюсь, что они будут изменяться и впредь, равно как и другие аспекты моей жизни.

Поскольку я не знаю, как завершить эту статью звучной фразой, я процитирую свои любимые строки из «Ромео и Джульеты» У. Шекспира:

Какие поразительные силы 
Земля в каменья и цветы вложила! 
На свете нет такого волокна, 
Которым не гордилась бы она, 

Как не отыщешь и такой основы, 
Где не было бы ничего дурного. 
Полезно все, что кстати, а не в срок 
Все блага превращаются в порок.

Питер Дэдмен