Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Интервью

Грегори Сэмс: о макробиотике, ФБР, Джоне, Йоко и веджи-бургерах

Когда Грегори Сэмс впервые заговорил о здоровом и сбалансированном питании на дворе еще стояли шестидесятые. В то время правильное питание, макробиотика, да и просто вегетарианство - все это было чем-то совершенно новым и революционным. Два года тому назад, летом 2009-го, с Сэмсом встретился журналист The Guardian Джон Крэйс, которому гуру и пионер западной макробиотики поведал о связях с ФБР, об отношениям с Джоном и Йоко, а также об изобретении веджи-бургера.

Когда Грегори Сэмс предлагает выпить гостю чаю, он открывает холодильник и обнаруживает, что внутри у него 17 (!) видов молока - коровье, козье, соевое и еще один бог знает какое. Сэмс останавливается перед этим невиданным ассортиментом и раздумывает, что выбрать.

В этом наша главная беда - мы почти не думаем сегодня, когда выбираем продукты. И вина в этом вовсе не фаст-фудов и супермаркетов. Вина в этом лежит исключительно на нас. Цельная пища, макробиотика, органические продукты - все это настолько привычно сегодня, что даже трудно себе представить, как в шестидесятых все это считалось контркультурой. Контркультурой, одним из пионеров которой и был Сэмс.

Как и большинство вещей в жизни Сэмса, его увлечение макробиотикой - случайность. В 1966 году он студент университета в Беркли, Калифорния. Это время хиппи бума. Но для Сэмса лето любви закончилось довольно быстро - как-то он упал с дерева, сломал позвоночник и оказался парализован.

Сэмс отправился на реабилитацию в Британию, где вместе с братом Крегом впервые услышал о том, что какой-то макробиотический магазин, в котором продавались особые продукты и книги по макробиотике подвергся налету - все было разграблено, а книги сожжены. Грегори Сэмс и сегодня твердо уверен в том, что это дело рук ФБР - в стране, где на потреблении гамбургегов и молочных кокейлей держится едва ли не весь менталитет, сама идея, что эти продукты не могут быть полезны - преступление. Тогда он решил - чем бы там ни была на самом деле эта макробиотика, он хочет попробовать.

В 1968 году его брат открывает первый в Британии макробиотический магазин и небольшой ресторанчик в подвальном помещении на западе Лондона. Ингредиенты они доставали по специальным "рыночным" каналам - свежие овощи везли на остров из Польши, Греции, Китая и даже Японии. Муку брали исключительно из Франции. Что такое основное блюдо в те годы представить себе не трудно - огромное количество картофеля, рыбы или жареного мяса. Основным блюдом этого ресторана был шпинат, спешанный с жареной тыквой плюс яблочный крамбл на десерт.

Уже с первых месяцев работы их место процветало - отчасти из-за того, что многим это казалось интересным, многие хотели выделиться. Часто к Сэмсам в гости приходили Джон и Йоко. Был период, о котором мало кто знает, когда Йоко увлекалась идеям здорового питания, связанными с переливанием крови - Сэмсу не известно по какой причине, но ей требовалось переливание. При этом Йоко хотела, чтобы ей переливали только кровь другого такого же как она вегетарианца. Потребовалось около нескольких дней, чтобы найти подходящего человека - он тоже был клиентом ресторана.

К 1970-1980 годам рынок здорового и макробиотического питания очень изменился - появилась бешеная конкуренция - все идеи, о которых Сэмс рассказывал людям еще в 60-е, вышли из подполья и постепенно становились частью мэйнстрима.

Тогда, конечно, еще никто не мог представить насколько распространенным станет вегетарианство. Тем более никто не мог представить, что макробиотика станет новой религие в таких городах как Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Но столкнувшись с необходимостью придумать что-то реально новое Сэмс в начале 80-х стал первым делать веджи-бургеры. Первые такие бургеры "лепили" из хлеба с зернами кунжута, пшеницы, сушеных овощей, трав и специй.

Так, как говорит Грегори Сэмс, начался первый шаг макробиотики на пути к своей славе, на пути, который эта чудесная, живая наука о здоровом питании не прошла сегодня даже на половину.

 

 

 

по материалам The Guardian