Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Философия

Освобождая сознание

В возрасте 42 лет у меня началась менопауза. Вместе с ней пришло и осознание «энергетической правды». Когда это произошло, я чувствовала одновременно и просветление и смятение. Я вспомнила об одном друге, который как-то написал мне, что нет на самом деле никакой разницы между просветленным и обычным человеком, за исключением того, что обычный человек думает, что опыт конкретен, а просветленный знает, что жизнь столь же пуста, сколь и конкретна.

Я всегда старалась отделить себя, как мыслящее существо, от себя, как машины для мыслей. С одной стороны, я всегда определена в пространстве и времени, с другой стороны, я всегда эфемерна, как мои мысли. Я осознала, что потратила 44 года своей жизни, осознавая жизнь с позиций реакции, которая лишь часть той целостности, которой я на самом деле являюсь и могу быть.

Не осознавая этого в полной мере, я жила, лишенная связей с собственным внутренним миром.

Я осознала, что большая часть реакций бессознательны, и даже едва выйдя из дома, я могу быть легко отвлечена от собственного Я чужими словами и поступками. Я также поняла, что как ребенок, как все дети, я сформировала у себя предубеждения и установившиеся стереотипные мнения относительно вещей, который были мне навязаны люди вокруг - родителями, учителями.

Я поняла, что как и все остальные, я была запрограммирована проживать жизнь, обменивая собственную правду на чувство приятия меня миром и ощущения «включенности» в этот мир.

Я «присутствовала» в жизни, а не жила.

Самым трудным испытанием для меня до сих пор остается сопротивление привычной «вовлеченности» в сложный мир вокруг, необходимость постоянного развития любви и преданности самой себе, умения понимать что есть правда, исходя из внутренней убежденности, силы, дающей мне понимание того, что есть что во внешнем опыте.

Отделяться от мира, чтобы оставаться в любви и согласии с собой - вот выбор, который я делаю каждое мгновение этой жизни, осознанно, полностью и всецело.

Драгана Браун, со-основатель Luscious Organic

Жизнь учит нас мыслить определенным образом, принимать на веру то, что лишает ум свободы и открытости переменам. Иногда мы держимся за убеждения, несущие нам вред. Если я просто верю, что мясо необходимо мне как источник протеинов, то я не стану проводить исследования, чтобы убедиться в этом. Моя вера «защитит» меня от опыта обхождения без мяса в течение нескольких месяцев. Многие убеждения ведут нас по довольно узкой дорожке, в которой нет места исследованию, открытию нового и удивлению. Часть программы по исцелению сознания заключается как раз в том, чтобы освободиться от лишних ограничений и привнести в свою жизнь большую умственную свободу.

Не верю

Принцип «non-credo» ввел в макробиотическую философию Джордж Осава. Этот принцип - один из основных в индийском буддизме, китайском даосизме, японском дзен-буддизме и многих других верованиях. «Credo» в переводе с латыни означает «Я верю». Говоря о «неверии», Осава подразумевал бесконечную любознательность. Может вы помните, как, будучи ребенком, вы были переполнены вопросов относительно всего вокруг. Осава призывал нас постоянно возрождать в себе этот настрой. Основная идея этого принципа не в обязательном отыскании ответов, но в постоянном поиске, исследовании, открытии чего-то нового. Другими словами, принцип «non-credo» - принцип узнавания все большего о нас самих, о наших отношениях с миром вокруг, который должен прийти на смену системе вер и убеждений, принятых бездоказательно.

Для меня лично, этот принцип подходит скорее ко всему, сотворенному человеком - к различным концепциям, идеям, догмам, принципам, теориям, доктринам, нежели к делам, касающимся чувств, интуиции или души.

Как это сказывается на макробиотической практике?

Принцип «non-credo» очень важен как противовес догматическому и излишне теоретизированному сознанию, а хорошо защищает от фанатичного отношения к макробиотической практике.

«Non-credo» помогает нам быть креативными, учит полагаться на интуицию, использовать воображение. Что еще более важно, принцип помогает практиковать макробиотику «от сердца», а не как чью-то систему верований. Для меня лично, этот принцип настоящее сокровище философии Джорджа Осавы.

Вот несколько принципов, которых стоит придерживаться, чтобы извлекать пользую из своих верований и убеждений (если они у вас, конечно, есть).

Исключает ли одна вера другое мышление?

Если мы придерживаемся веры во что-то, каков риск, что мы с трудом будем воспринимать противоположное мнение? Может ли человеческий мозг одновременно принимать две противоборствующие теории? И если нет, то не становится ли наш мир меньше, ограниченнее, если мы во что-то верим, ведь одна вера исключает миллионы других возможных мыслей (макро- и микробиотических в том числе)? Если мы во многое верим, ограничено ли наше мышление, не защащает ли оно нас, не опекает ли слишком заботливо, уверенное в своей правоте, заставляя сближаться с похожими по духу и убеждениям людьми?

Мешает ли вера интуиции?

Если мы верим, не отвергаем ли мы тогда предупреждения интуиции, которые противоречат нашей вере? Что, например, если наше тело хранит воспоминания о какой-то пище, о ее воздействии на наш организм? Пытаясь восполнить недостаток каких-то веществ, оно «требует и просит» этой пищи, но мы свято верим в макробиотическую диету и продолжаем отказываться от этой пищи? Неужели вера во что-то делает из нас зобми и истуканов, вместо того, чтобы развивать нас?

Может ли вера сделать наше сознание меньше?

Если мы шли по людной, полной магазинов улице и вдруг увидели бы пролетающего мимо розового слона, мы бы скорее всего его заметили, но наше сознание не «зарегистировало» бы его, ведь летающие розовые слоны не входят в нашу систему верований. Но если бы рядом с нами шел ребенок, он скорее всего в восторге бы уставился на слона, так как для детского сознания летающие слоны - это вполне реально. Это ставит перед нами вопрос: по мере того, как система верований во что-то растет, не заключает ли она наше мышление во все более и более узкие рамки? Не теряем ли мы из виду удивительные, восхитительные, потрясающие вещи, которые не укладываются в эту систему? Ограничивает ли нас наша вера?

Может ли вера тормозить наше развитие?

Прекращается ли наше развитие после того, как мы приняли какую-то веру и решили следовать ей? Если, к примеру, я поверил, что макробиотическая пища поможет мне обрести здоровье, стал питаться исключительно такой пищей, то остановлюсь ли я в своем развитии? Перестану ли поддерживать физическую форму, строить отношения с людьми и так далее? Может, когда мы начинаем верить в объект, мы большее не воспринимаем его как объект для исследования?
Надо ли верить во что-то, чтобы делать это?

Будет ли кто-то пытаться придерживаться макробиотических принципов, если он или она не верит в них? Если макробиотика такой креативный, творческий и увлекательный подход к исследованию собственных отношений с пищей, продуктами, энергией и жизью, не будет ли вера в него только мешать следовать этому пути? Если макробиотика - это наука постороения здоровой диеты, то определенная вера в нее обязательна. Это должна быть вера в возможность долгой жизни, лишенной болезней. Но так ли научна макробиотика? И так ли возможна жизнь без болезней? Надо ли верить в музыку, искусство, живопись и прочее, чтобы наслаждаться ими и чувствовать улучшение собственного состояния от соприкосновения с прекрасным?

Зачем вообще верить?

Должна быть причина, по которой люди бы приходили к вере во что-то - иначе бы не было бы потребности верить вообще в характере человека. Наиболее распространенный и самый простой эффект веры - эффект плацебо. Если группу людей убедить в том, что употребление в пищу мисо супа избавит их от болей, то около трети всей группы только благодаря своей вере в это избавятся от болей. Но вера должна подкрепляться теорией (инь и янь, например, или чем-то более научным). Тот, кто почувствует улучшение от мисо супа, лишь убедиться в своей вере в его чудесные свойства. Здесь возникает дискуссионный момент - надо ли нам верить во что-то вне нас, чтобы получить эффект плацебо или достаточно будет лишь веры в нас самих?

Есть также такое понятие как «отрицательный эффект плацебо» (вера в то, что та или инач пища вредна, например). Такая вера лишь усиливает эффект действительно вредной пищи. Если я верю, что сахар приведет к гиперактивности организма, он приведет к ней в еще большей степени, чем мог бы, думай я иначе.

Я думаю, все мы проходили через трудные времена, когда только наша вера помогала нам двигаться дальше. Но не работают ли наши убеждения против нас после того, как выполняют свою изначальную задачу?

Практические советы

1. Напишите список из десяти вещей, в которые вы верите. Напротив каждого из верований напишите его возможный эффект на вас. Включите в этот список и те аспекты, которые вам по душе, и те, от которых вы хотели бы избавиться.

2. Выберите объект интереса. Попытайтесь задать о нем как можно больше вопросов. Посмотрите куда приведут вас эти вопросы. Не ищите ответов. Просто задавайте как можно больше вопросов. Постарайтесь получать удовольствие от самого процесса, а не от результата.

3. Попытайтесь освободиться от чего-то, во что вы уже верите. Я, например, верил, что мыть овощи просто необходимо. Я попытался жить иначе - стал мыть овощи тогда, когда хотел этого и не делать этого, когда не хотел. Через несколько недель такой практики, мой «ответ» на требование веры был уже иным. В моем случае, я начал даже чувствовать, что немытые овощи лучше для меня.

4. Сделайте список вещей, которых вы не делаете, потому что не верите в них. Например, не верю, что детям стоит смореть телевизор, поэтому... я попытаюсь, завалюсь с ними на диван и посмотрю фильм.

5. Подумайте, есть ли у вас какое-то убеждение, касающееся или влияющее на ваше здоровье или самочувствие. Например, я боюсь стресса, когда мне надо одеться и выглядеть определенным образом. Попытайтесь избавиться от этого убеждения. Я просто взял бы и оделся так, как захотел бы сам, так, чтобы я, именно я, чувствовал себя при этом хорошо, вне зависимости от того, что думают другие.

Итоги

1. Джордж Осава ввел принцип нон-кредо или не-верения в макробиотическую философию.

2. Не-верение - ключевой элемент индийского буддизма, китайского даосизма, японского дзен-буддизма.

3. Принимая что-то на веру, мы ограничиваем собственное сознание.

4. Чем больше убеждений мы имеем, тем труднее отыскивать правду и держать ум «открытым».

5. Жизнь в согласии с чужими верованиями, преграждает нам путь к самим себе.

6. Некоторые верования сдерживают наше развитие и рост.

7. Негативные убеждения могут навредить нам.

8. Некоторые убеждения могут приводить к стрессу и негативным эмоциям, затрудняя процесс исцеления.

9. Вера может вдохновлять.

10. Вера помогает нам жить в трудные времена.


Саймон Браун, книга "Макробиотика для жизни"