Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Философия

Избавление от ограничивающих мыслей

О целостном мышлении: Если вы разделите целое на две части, то часть всегда будет чем-то ограниченным, в сравнении с целым. Это хорошо объясняется в даосизме. Если у нас есть кусок глины и мы делим его на две части (инь и янь), то нашему сознанию это представляется как дуальность, но на самом же деле это все тот же один кусок глины. Если мы слепим из одного куска фигуру ангела, а из другого фигуру дьвола, то сознание будет говорить нам, что ангел - добрый, а дьявол, напротив, злой. В реальности и тот и другой - одно. Кусок глины. Мы не можем видеть за абстрактными понятиями один и тот же кусок глины, а потому наше сознание обманывает нас, разделяя все на хорошее и плохое.

Анди Никола, автор The Luo Shu Oracle

Когда мы растем, нам свойственно принимать вещи, которые позже будут ограничивать нас. Наша привязанность к каким-либо мыслям сужает сознание и не позволяет выйти, например, на путь исцеления.

Связанное мышление, видящее все в терминах добра и зла, всегда судит о вещах. Это не то же самое, что иметь собственные этические принципы. Это всего лишь извечная попытка все классифицировать - пищу, людей, образ жизни. Такое мышление может принести серьезный вред, если мы дадим нашим идям развиться до уровня универсальной правды. Вместо того, чтобы думать, что яблоки полезны нам, мы начинаем думать, что они полезны всем - вы теряем честность, теряем связь с реальностью.

Пластичность сознания

Вместо того, чтобы пытаться наклеивать ярлыки добра и зла на вещи, я бы предложил понимать их - это гораздо более здоровый путь. Нужно уметь видеть вещи, которые могут быть полезны и те из них, что могут нести вред. Это понимание уникально у каждого из нас и приходит с более глубоким пониманием окружающей нас среды. Принимая такой подход, нам будет гораздо сложнее обобщать и возводить все подряд в абсолют.

Например, я могу думать, что если буду есть мисо суп каждый день, мой желудок будет работать как часы. Но как только я начну думать, что мисо суп поможет всем, я должен остановиться и понять, что мыслю категориями ограниченного сознания.

Хорошее и плохое

Мышление понятиями хорошего и плохого свойственно человеку. Мы как бы хотим знать правила, знать, что правильно, а что нет. В макробиотике это тоже распространено - практикующие хотят знать, какая пища полезна, какая нет.

Проблема в том, что все мы уникальны - пища, которая лучше всего подходит для меня, может не подойти для кого-то другого. Конечно, у людей много общего, и если вы начнете питаться как я, то какие-то элементы моего рациона помогут вам улучшить здоровье на первом этапе, но потом мы поймете, что ограничивать рацион чужой диетой - более, чем неправильно. Если вы зациклитесь на списке «хорошо-плохо», то не сможете корректировать и менять свой подход к питанию, когда в этом появится необходимость, не сможете продолжать экспериментировать, употребляя большое многообразие доступной нам пищи.

Вместо того, чтобы думать в границах «хорошо-плохо», я стараюсь думать о том, что будет лучше для меня в каждой конкретной ситуации. Лично мне многие салаты и фрукты помогают почувствовать прохладу. Супы, тушеные овощи, соки - помогают расслабиться. Каша, лапша, хлеб - заряжают энергией. Я не могу сказать хороша эта пища или плоха - она помогает мне в определенных условиях. Вы поймете о чем идет речь, когда будете экспериментировать с собственным рационом и искать то, что подходит больше всего именно вам.

Правильно и неправильно

В каком-то смысле «правильно» и «неправильно» - интерпретация «должен» и «не должен». Если мы начинаем думать, что есть что-то - это правильно, делать что-то - правильно, мы ограничиваем свое мышление. Как только у нас появляется концепт "правильность" и "неправильность" чего-то, мы применяем его ко всему, а потом сами же в нем и разочаровываемся, когда обнаруживаем, что не все страны, люди, культуры, религии разделяют наши представления о правильности и неправильности. Я замечал, что даже небольшие разногласия относительно правильности и неправильности чего-либо могут вести к серьезным проблемам в семейных отношениях.

Наши идеи о правильности и неправильности обычно отражают нашу культуру, общество, религию и веру. Они часто получаются нами от родителей, учителей, товарищей. Это не то же самое, что чувствовать правильность чего-то интуитивно, исходя из собственного внутреннего убеждения. Второе - уникальное чувство. Именно его нужно использовать, чтобы создать свою морально-этическую систему.

Я часто замечал, что люди переносят свое стремление жить в разделенном на «правильно» и «неправильно» мире в маркробиотическую практику. На каком-то уровне это полезно - вы можете применить эту структуру к своего образу жизни, образу питания и физичекой активности. Но вместе с этим вы все больше будете упускать возможность «выпрыгнуть» из этого образа жизни к чему-то новому, не испытаете ощущение свободы от предзаданного пути.

Такое деление также часто становится причиной развития чувства вины - нам кажется, что поедая «плохую» пищу, мы впадаем в грех. Относительно этого случая, мне кажется, что «плохая» еда даже менее опасна, чем это чувство вины.

Суждения

Еще один вариант допущений - построение суждений о людях. Это почти естественный процесс, благодаря которому мы стараемся определить с кем рядом находиться приятно и безопасно, а от чьего общество лучше держаться подальше. Но это можем вести к излишей отстраненности от людей вокруг. 

Стремление к выработке системы суждений о людях происходит из стремления знать, кто плохой парень, а кто, грубо говоря, хороший, то есть от стремления быть часть одного из «племен». Я прошел через стадию острого желания быть частью «макробиотического племени», также как прошел я и через стадию осуждения людей, которые если фаст фуд, моих друзей. Оглядываясь назад, я понимаю, что отделил себя от этих людей.

Теперь я знаю, что если бы тогда исходил из чувства уважения и любви к ним, то не оставил бы их и не был бы строг к ним, а распространил любовь на ближних. К счастью, я прошел через эти стадии и понял их отрицательный эффект.

Отпустить

Чем больше мы будем жить настоящим, сегодняшним моментом, тем труднее нам будет попасть в границы «хорошо-плохо». Когда я чувствую на своей коже прикосновения ветра, солнца или земли, никаких «хорошо-плохо» не существует. Точно так, когда я расслабляюсь и концентрируюсь на собственном дыхании, я свободен от вечного деления на эти две категории.

Любопытство, желание исследовать удивительный мир вокруг - все это может оказаться за пределами суждений «хорошо» и «плохо». Я понимаю, что как только я начну возвращаться в этим понятиям, я вновь заключу свое сознание в рамки суждений. Когда я чувствую сердем - я соединяюсь с природой и людьми, не заботясь совершенно ни о чем другом.

Для некоторых пониманием всего этого приходит через изучение буддистской или даосистской традиций. Возможности повсюду - может оказаться полезной и музыка, и писательство, например.

Для меня лично наиболее полезна оказалась медитация на собственном дыхании.

Практические советы

1. Следите за тем, когда вы начинаете думать понятиями «хорошо-плохо» и выстраивать суждения. «Ловите» себя в эти моменты - уже это поможет вам избавиться от идей, которые откладываются в подсознании.

2. Когда вы начинаете думать о чем-то в понятиях «хорошо-плохо», напоминайте себе, что это заученная вами привычка, всего лишь один из вариантов мышелния, и вам вовсе не обязательно думать именно так.

3. Когда вы будете мыслить в терминах «хорошо-плохо», «правильно-неправильно» запомните свои ощущения. Какой эффект оказывает на вас такое мышление?

4. Находите каждый день время для того, чтобы расслабиться и сконцентрироваться на дыхании. Почувствуйте, как меняются ваши ощущения, когда вы расслаблены и спокойны.

Итоги

1. иметь веру в плохое и хорошее, правильное и неправильное - значит ограничивать себя. Если мы начинаем считать наши интерпретации чего-либо универсальными истинами, мы теряем связь с реальностью.

2. Вместо того, чтобы думать универсально, лучше думать о том, что будет более или менее полезно и верно для нас в каждой конкретной ситуации, не ожидая, что эффект, который вещи оказывает на нас, она окажет и на других людей.

3. Мышление в терминах «правильно-неправильно» заставляет нас выстраивать систему моральных ожиданий, увеличивая риск разочарования.

4. Чем больше суждений и осуждений других людей вы выстраиваем, тем сильнее отделяемся от них, чем подрываем и процесс собственного исцеления.

5. Жить здесь и сейчас, быть спокойным и любящим - вот что позволяет нам избавиться от ограниченности сознания.


Саймон Браун, книга "Макробиотика для жизни"