Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Философия

Три ключа к пониманию макробиотической философии

Макробиотика - это целая философия. Это звучит даже немного банально, но это так. Макробиотика сочетает в себе принципы древних китайских и японских учений, принципы и понятия буддизма с современными научными представлениями об энергии, питании и распределении питательных веществ. Как и у любой настоящей философии, у макробиотики есть множество версий и течений.

Еще одно указание на удивительную философскую природу макробиотики заключено в самом ее названии. Оно восходит к древнегреческому языку. Уже во времена Античной Греции людей волновали вопросы здоровья и долголетия. И хотя для них жизнь и питание были совершенно иными (как и климат), чем они являются для нас, принципы природы и энергии, как принято считать, универсальны. Поэтому неправы те, кто говорит, что философия макробиотики применима только в Японии или вообще уже давно устарела. Как и идеи Канта, Платона или Гегеля, идеи пионеров макробиотики устареть не в силах.

Так как макробиотика чаще всего ассоциируется в первую очередь с питанием, довольно трудно себе представить, что духовный аспект ее может быть даже важнее, чем то, что мы едим.

Есть несколько ключевых понятий, на которых строятся макробиотические теории в их духовной составляющей. Во-первых, у макробиотического учения есть тесная привязка к буддизму. Есть понятие инь и янь, энергии, есть понятие элементов природы. Это глубокие древние термины и понятия, которые сегодня мало кому ясны, но на самом деле за ними лежит всего лишь сама природа, наша с вами обыденная реальность. А макробиотика как раз и дает связь, выход на эту естественную реальность через питание.

Во-вторых, одним из основных аспектов философии макробиотики является философия любви. Без этого невозможно представить себе правильную практику. Любовь к себе (одна сторона любви) воплощается в правильном и осознанном отношении к питанию. Любовь к себе также дает основу для внимательного "вслушивания" и поиска ответов, внимания к реакциям и сигналам своего организма. Противоположная сторона этого аспекта - любовь к другим - дает нам понять, что макробиотика - это наука отношения, которая хочет полностью перестроить наше мышление и наше мировоззрение. В итоге, если мы будем правильно есть, но неверно мыслить, то все усилия будут напрасны.

Наконец, в третьих, философия макробиотики - это философия свободы. Множество мыслителей отрицали наличие свободы. Спиноза, например, говорил, что свобода - есть лишь познанная необходимость, что мы можем быть свободны лишь в смысле осознания собственной несвободы. Макробиотика дарит нам возможность этого осознания. Мы учимся видеть мир таким, каким он был создан для нас. Мы учимся выбирать свободно то, что мы способны выбирать, а также принимать изменения в природе и в жизни, на которые мы повлиять не в силах. И именно в правильном балансе между этими двумя аспектами свободы залог успеха практики и понимания макробиотики.