Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Интервью

Лучезарное будущее макробиотики (Часть 2)

Продолжение интервью с Верне Вароной

Вопрос: Как могут новые и старые ученики макробиотики осуществить позитивные изменения?

Верне Варона: Они могут это сделать, регулярно встречаясь и обсуждая эти темы, по-новому объясняя старые тексты, вырабатывая новые маркетинговые стратегии и т.д. Во всех макробиотических лагерях и на всех экспозициях можно услышать всё тех же старых ораторов. Видеть старых друзей – это замечательно, но нам необходимо включать в состав нашей группы людей, которые не развивают «линию партии», чтобы расширить наши перспективы, а также привести новых людей и предложить им то, что у нас есть.

Я помню, как в Бостоне в 1971 г. «Эдгин» начал продавать сыр. В маленьком и замкнутом макробиотическом сообществе раздались голоса протеста, но благодаря этому пришли люди, которые иначе никогда бы не зашли в магазин, и стали задавать вопросы о новых для себя продуктах, увидели объявления о семинарах и консультациях, и многие были вдохновлены – и познакомились с макробиотикой.

Другая проблема – «менталитет нищих», столь свойственный макробиотическим организациям, учителями и т.д. Очень немногие из них видят смысл в том, чтобы тратить какие-либо средства на привлечение новых людей, издание рекламных материалов лучшего качества, спонсирование мероприятий и т.д. Причина, о которой я постоянно слышу, такова: «Но у нас нет денег!» И я думаю – ДДЛ! Что такое ДДЛ? Деньги Других Людей. Нам нужно находить спонсоров, использовать статус некоммерческой организации, который мы имеем среди многих других организаций, и вдохновлять людей со средствами делать вложения в наши проекты. В конечном счёте, всё это относится к той категории, которую в наши дни называют «маркетинг».

Сейчас я снимаю фильм о продуктах и питании. Фильм документальный, но его продолжительность равна продолжительности художественного фильма, а бюджет – приблизительно 250 тысяч долларов. Есть ли на моём счету такие деньги? Нет, но я знаю людей, у которых они есть. Мы с моим партнёром по проекту написали забавный сценарий, содержание которого актуально для очень многих – компаний по производству продуктов, детей, взрослых, страдающих пристрастием к определённым продуктам, рекламных агенств, для маркетинговой сферы и т.д. Концепцию фильма мы предлагаем на рассмотрение многим людям. И, похоже, нет недостатка в людях, заявляющих, что они готовы вложить в проект деньги и помочь создать серьёзное послание в развлекательной форме, обращённое к миллионам.

Таким образом, нам нужно стать лучшими продавцами. У нас есть огромный рекламный щит, но он расположен в пустыне, и никто его не видит. Средства массовой информации могут быть очень мощным орудием, но отсутствие средств делает нас слабыми, поэтому нам нужно предлагать людям со средствами, разделяющими наши взгляды, проекты с чёткой целью, потенциально прибыльные, и, в то же время, развлекательные – и люди захотят вложить средства, а также получат возможность не платить налоги с прибыли.

По сути, речь идёт не обо мне и моих проектах, но о том, что нам необходимо выйти в реальный мир, который мы оцениваем столь критично и чувствуем свою изолированность от этого мира. И обращаться к миру следует, не осуждая и обвиняя его, а вдохновляя людей и указывая им правильное направление. Должно произойти, так сказать, бракосочетание, поскольку мы нуждаемся друг в друге.

Вопрос: Как Вы считаете – сможет ли макробиотика когда-нибудь избавиться от своего старого имиджа? Ведь всё изменяется…

Верне Варона: Достичь этого нелегко, но возможно. Я думаю,необходимо сделать то, что потребует титанических усилий – отредактировать все книги о макробиотике, особенно труды Осавы, в которых рекомендуется диета номер семь в качестве панацеи ото всех болезней. Лично я думаю, что Осава был гением, но его произведения (и их переводы) являются плодом макробиотичесих концепций 1940-60 гг., содержащих глубокие откровения, из-за которых, однако, макробиотика кажется чем-то странным – взять хотя бы советы, которые чересчур упрощены, если не опасны.

В любой негативной статье о макробиотике по-прежнему цитируются эти утверждения. От некоторых людей я слышу оправдания – дескать, мы не изменяем эти материалы «из уважения к усилиям наших японских учителей». Можно сказать обратное – если мы действительно хотим выразить им наше уважение, нам следует постараться адаптировать макробиотику к 21-му столетию, как сделал бы это Осава, по моему мнению. Модернизация материала на основе более мягкого и гибкого подхода представляется мне хорошим первым шагом. Это моё предложение.

Истинным духом и душой макробиотики было искреннее желание жить, рискуя, принимая вызовы, стремясь к новым достижениям и самодисциплине. Последователи макробиотики стремились обрести бесстрашие и веру, отвечая на вызовы и анализируя свои успехи на этом пути. Сейчас же мы видим людей, которые ставят вам диагнозы с вашего позволения или без оного, позволяют себе высказывать безапелляционные суждения о здоровье, истории и философии, относятся к окружающим снисходительно-высокомерно, демонстрируя притом сомнительное, с точки зрения этики и морали, поведение.

Я думаю, что существует кривая обучения для многих учителей, как и для меня в своё время, но на известной стадии необходимо давать оценку. Многие учителя по-прежнему занимаются тем, что не желают следовать своему же собственному «учению». По сути, они говорят: «Следуй тому, что я говорю, а не тому, что я делаю» – в смысле их собственных пристрастий (сигареты, кофе, бедность, стремление иметь авторитет – и при этом они хотят казаться святыми). И эти учителя приводят такие теоретические оправдания своего поведения, которым даже они сами едва ли верят. Всё это отнюдь не способствует созданию примера, который вдохновлял бы людей.

Вопрос: Каким образом первоисточником всех этих проблем являются деньги?

Верне Варона: Мне очень горько слышать все эти сплетни и разговоры за спиной: «это плохой учитель», «школа этого человека – не настоящая макробиотическая школа», «этот учитель не обучает настоящей макробиотике, в отличие от меня», «этот человек не умеет готовить лечебные блюда» и т. д. Я задаюсь вопросом – что многие из числа людей, зарабывающих макробиотикой на жизнь, стали бы делать, лишись они этого источника дохода? Отсутствие альтернатив подчас создаёт атмосферу конкуренции и вражды, которая приводит к тому, что люди отчаиваются и не желают принимать участие в этой возне.

В макробиотической среде не слишком распространена взаимопомощь. И я знаю некоторых консультантов, берущих непомерную плату и стремящихся к тому, чтобы пациенты от них зависели – тогда как первоначально система консультаций преследовала прямо противоположную цель. Я знаю одного консультанта, который настаивал на том, чтобы пациент заплатил ему 1500 долларов за «будущую телефонную консультацию, которая совершенно необходима для вашего выздоровления», и отказывался продолжать работу , пока не получит эту сумму. Поскольку в округе не было другого консультанта, пациент чувствовал, что у него нет другого выхода. Я слышал о некоторых, без преувеличения, отвратительных случаях.

Самое распространённое явление – это отсутствие связи между консультантом и пациентом после того, как первоначальная консультация была проведена. Люди испытывают разочарование. В результате, они судят обо всём макробиотическом движении, основываясь на жадности или недостатке сострадания одного человека. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, могу сказать: да, финансы играют большую роль. Если вспомнить высказывание Осавы, «понимая принцип инь и ян, вы никогда не останетесь без работы», такой подход, основанный на деньгах, действительно выглядит противоречащим духу макробиотики.

Существует великое множество аспектов философии, духовности и исцеления, известных в целом как «макробиотика». В любом движении есть свои фанатики, критики или свои «иконы». Но когда все эти явления затмевают послание и сущность движения, мы утрачиваем чистоту, способность различать, что есть что, и, конечно же, само учение. Если обратиться к «принципу единства», как формулировал это Осава, то мы должны найти способы объединиться – не только друг с другом, но и с нашей аудиторией.Спасибо за предоставленную мне возможность высказаться.