Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Долголетие

Самураи - макробиоты (часть 1)

Вся моя жизнь изменилась и приняла новое направление, благодаря знакомству с уникальной системой целительства, основанной на макробиотике, и встрече с блистательным и необычайно добрым Накаши, моим учителем.

В апреле 2002 г. я приехала в японский город Кобе, чтобы работать в качестве преподователя английского языка в престижном частном женском университете. Разумеется, я не догадывалась о том, что это событие приведёт к тому, что вся моя жизнь изменится и примет новое направление благодаря знакомству с уникальной системой целительства, основанной на макробиотике, и встрече с блистательным и необычайно добрым Накаши, моим учителем. Я прошла степени от первой до третьей курса «Уровни Куши» в их «доджо» в Саду Макроби (помимо меня, только ещё один западный человек удостоился этой чести), и чувствую, что получила величайшее благо, узнав об этом уникальном японском взгляде на макробиотику.

Накаши Хироюки (который обучал меня всей теории) и Миё (она учила меня кулинарии) всё ещё неизвестны многим людям из западного мира, однако их уникальные таланты и глубокие познания доступны тем, кто способен понимать их «японский английский».

Поскольку самурайская культура является частью повседневной жизни, пусть даже неосознанно, временами Хироюки было трудно передать мне, как именно эта культура проявляется в макробиотике. Помещённые в этой статье заметки являются изложением его уроков и того понимания, которое я получила косвенно, благодаря своим наблюдениям в течение нескольких лет, проведённых мной в обществе Хироюки и Миё.

Я надеюсь, что могу отдать им должное! Кто-то может считать, что этот подход является устарелым, старомодным, несовременным и проч., хотя лично я вижу здесь просто различие культур Востока и Запада. Вероятно, многое я могла упустить, поэтому мне хотелось бы вдохновить людей пройти непосредственное обучение у этих наставников, если такая возможность предоставится.

Краткое описание «Пути Воина»

«Бушидо» или «Путь Воина» представляет собой отдалённую аналогию европейского рыцарства с его кодексом чести. Самураи охраняли и защищали своего господина и простых людей и следовали определённым правилам поведения, включавшим моральные принципы. Их ценности можно описать как «искренность, преданность, патриотизм, жертвенность, стоицизм, смирение, утончённые манеры, чистота, скромность, бережливость, воинский дух, почтительность, честность, верность, доверие и доброта».

Добродетель приводит к свободе

Соблюдение морального кодекса бушидо рассматривается как добродетель, и такая добродетельная жизнь приводит к свободе. Аналогичным образом, нас учат, что высшая цель, ради которой мы следуем макробиотическим принципам, есть свобода. Соблюдая эти принципы, человек освобождается от тревог, страха, беспокойства и других негативных состояний, и обретает большую гармонию с природой, собой и другими людьми, а также здоровье, счастье и долголетие. В конечном счёте, когда люди ведут сбалансированный макробиотический образ жизни, они вносят свой вклад в дело создания лучшего общества и мира.

Воин защищает общество

Я видела, что мой учитель Накаши с огромной любовью, преданностью и уважением относится к Мичио Куши, своему учителю, а также ко всем своим соотечественникам. Для обоих моих учителей-самураев их «господином» является Мичио, в котором они искренне видят отца. Если кто-то плохо отзывался о Мичио, Хироюки тотчас замечал, что он никогда не станет говорить об одном из своих родителей неуважительно. Такого рода критика была непозволительна, и мы очень быстро усвоили это различие в культуре, хотя Хироюки любил напряжённые интеллектуальные дебаты и побуждал нас бросать ему вызов, когда речь шла о разных других явлениях.

Самураи, идущие «Путём Воина», охраняют и защищают, поскольку они сознают ценность других людей. Защищать людей (например, помогать им изменить систему питания и поправить здоровье) значит содействовать прогрессу общества. Следует поступаться своими личными интересами, если для другого человека будет благом выбор иного пути.

Хироюки и Миё глубоко осознают свой долг перед всем обществом. Впервые Хироюки обратился к макробиотике после разрушительного Великого Ханьшинского землятресения в 1995 г. Когда он увидел смерть многих соотечественников, в нём пробудилось сострадание и желание мирной, счастливой и здоровой судьбы для Японии.

Каждое мгновение своей жизни он посвящает тому, что неустанно обучает макробиотическим принципам людей по всей стране. Кроме того, Миё, которая проводит все кулинарные занятия, пользуется огромной популярностью благодаря своему энтузиазму, таланту, восхитительно вкусным и красивым блюдам, а также благодаря своей глубокой доброте и щедрости. Хироюки и Миё донесли своё учение до Соединённых Штатов и Индии.

Во время войны самураи побеждали свой страх, практикуя дзэн. Поистине, современный мир является источником стрессов. Частью моего обучения в Японии было посещение многих важных японских храмов и святилищ, в которых мы декламировали «Сутру Сердца», а также мы практиковали дзадзэн,совершали До-ин, гуляли по рисовым полям и органическим садам, сидели в очищающих ваннах и посещали сеансы шиатсу.

Каждый кусок пищи мы пережёвывали 200 раз, молясь при этом предкам - то было частью нашего обучения. Мы должны уважать то, что нам даётся, и нам следует ценить себя, если мы хотим передать свои дары будущим поколениям (одно зерно - десять тысяч зёрен).

Другим важным аспектом обучения было следование традициям. Мы носили кимоно и юкаты, обучались традиционным песням и танцам, принимали участие в праздниках, ели пищу, соответствующую времени года, выражали почтение святыням и священным местам, посещали органические фермы и собирали там урожай.

С тех пор, как я покинула их общество год тому назад, они включили новые замечательные события и экскурсии в расписание своей школы.

Меч выбора Хироюки - его дорожный посох, и он всегда носит с собой «сумку врача», полную морской соли, умебоши, шойу и т.д.