Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Питание

Макробиотический продукт: рис

За несколько дней до конца года Венди Кохатсу и еще 20 членов ее большой семьи собраются вместо в Лос Анджелесе, чтобы вместе приговить 150 фунтов сухого сладкого белого риса для моти. Моти - это японские лепешки, которые и делаются из истолченного в пасту клейкого риса. Процесс создания таких лепешек называется мотицуки. Едят потом такие лепешки целый год, но традиционно наибольшим спросом они пользуются накануне Нового года. По сложившейся традиции, моти делают из риса посредством ручной обработки. Традиционная церемония приготовления моти в Японии состоит из следующих действий: сначала шлифованный клейкий рис замачивают на ночь и варят, потом уже отвареный рис толкут деревянным молотом в традиционной ступе, которая также имеет свое название - усу. Обычно, как говорят, в этом процессе заняты два человека, поочередно сменяющие друг друга. Один из них толчет моти, а второй мешает и смачивает его. После всего этого липкой массе придают определенную форму (обычно сферическую или кубическую). Моти можно приготовить из муки и сладкого риса (мотико). Муку смешивают с водой до получения липкой непрозрачной белой массы. Далее эту массу готовят в печи.

Когда моти готовы, прежде чем начать семейную трапезу, семья Кохатсу произносит слова благодарности уходящему году и слова приветствия - наступающему. Венди говорит, что рис - это больше, чем просто продукт, он символизирует основу всей жизни. Поэтому для них произносить слова благодарности или похвалы рису - это как благодарить и восхавалять само солнце, землю, земледельцев, что возделали ее, поваров, что приготовили еду, людей, что подали ее на стол. Это не просто слова - это простой и удивительно сильный способ для человека ощутить свою связь со всем живым, с планетой, с зернами этого риса.

На протяжение всей истории человека зерновые культуры всегда играли важную роль в жизни общества - у многих народов зерновые использовались в ритуальных практиках. До сих пор в Азии есть убеждение, что обед или ужин (вообще любой прием пищи) не может считаться таковым, пока к нему не подадут рис. На юге Индии рис готовят в честь праздника нового урожая, на Тибете буддисты каждый день преподносят плошку белого риса в качестве дара богу. В Индонезии верят, что у риса есть дух и душа, что на небе живет богиня риса, великая Деви Шри.

Рис имеет удивительно много имен. Всего в мире существует 120 000 видов риса - это и короткозерный коричневый рис, японский белый рис, хрупкий рис басмати, темно-сиреневый рис, красный рис. Каждый вид представлен своей особой культурой потребления и приготовления.
Как и все цельные злаки, рис тем лучше, чем меньшей обработке мы его подвергаем. В том плане, конечно, в котором ведется речь о сохранении питательных и полезных свойств. Лучше всего теория правильного употребления риса в пищу разработана в Аюрведе, где рис входит в число основых блюд, способных помогать очищать не только тело, но и дух - рис придает ясность сознанию, наполняет тело светом и делает разум чище.

Кохатсу советуют всегда помнить о важности того, что вы едите. Если перед вами пища, остановитесь на мгновение, подумайте об источнике ее происхождения, о людях, которые помогли попасть ей на ваш стол. А еще пища - это ваша карма. Собираясь перед Новым годом, семья Кохатсу готовит моти, чтобы почувствовать себя единым целым, чтобы через ритмичные движения молотков и перемешивание зерен, отрешиться от суетных мыслей, чтобы увидеть в себе первобытного человека, который все также ответственнен только за то, чтобы накормить всю свою семью. Поколение за поколением, век за веком люди выращивали, готовили, ели рис, понимая, что пища - это нечто большее, чем просто набор питательных веществ и свойств. У пищи есть энергия и есть душа.

Венди Кохатсу, Стейси Стукин