Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Принципы макробиотики

5. Все полярности дополняют друг друга, однако антагонистичны

Расхожая народная мудрость и старые поговорки могут предстать в совершенно новом свете, если их рассматривать сквозь призму принципа противоположностей. Вот некоторые примеры:

«Мы всегда причиняем боль тем, кого любим».

«Тьма сгущается перед самым рассветом».

«Трава всегда зеленее на другом конце лужайки».

«Работа - это проклятие пьяниц».

«Чем выше поднимешься, тем больнее падать».

«В величайшем злодее есть нечто от святого, а в величайшем праведнике есть что-то от злодея».

«Гордость предшествует падению».

В любой полярности всегда присутствуют крайности, однако они зависят друг от друга. Иногда они совместимы, иногда они, похоже, враждебны друг другу, а иногда - и то, и другое. В качестве примера можно привести лечебный напиток умебоши - популярное макробиотическое средство от повышенной кислотности (особенно, в результате застолий-банкетов-фуршетов и переедания).

Этот напиток состоит из умебоши, солёной сливы (родственницы миниатюрного абрикоса), тамари, кудзу и свежего сока из тёртого корня имбиря. Хотя с химической точки зрения он антагонистичен другим ингредиентам, кислый имбирь является приправой к напитку, делая его менее «экстремальным» по сравнению со средствами, содержащими щёлочь. В результате, лекарство становится более эффективным, поскольку оно более «умеренное».

Задумайтесь о символе Дао: чёрная и белая половины, однако в каждой из них содержится противоположный элемент. В своё время у меня был учитель философии, который описывал этот принцип так: «В ярком свете дня можно увидеть тени камней и деревьев, а в кромешной ночной тьме тускло мерцают далёкие звёзды». Это означает, что каждое явление содержит некий элемент своей противоположности.

Признание этой истины приводит к целостности, поскольку рановесие противоположных начал порождает нейтральное состояние единства. Именно поэтому философия Дао была названа «монизмом». Однако нет явления, которое обладало бы исключительно одним качеством.

В каждом явлении присутствует толика его противоположности. Если вы - статично - классифицируете нечто как «ян», или, выражаясь языком физики, рассматриваете это нечто в качестве явления, направляемого центростремительной силой, тем самым вы просто утверждаете, что объём ян в этом явлении превосходит объём противоположного элемента (центробежную силу, инь). Нельзя сказать о ком-то, что «он - олицетворение чистой силы». Какая-то доля слабости обязательно присутствует. Степень, в которой эта слабость зрима, разнится от человека к человеку, но какое-то её количество есть всегда.

Философии противоположных начал легко можно дать неверную интерпретацию, поскольку попытки классифицировать любое явление в категориях «чёрного-белого» обычно приводят к догматизму. Как правило, принцип дуальности не находит должного понимания. За рамками нашего поверхностного восприятия всегда остаются уровни и под-уровни. Мыслить в категориях чёрного и белого значит преуменьшать уникальную сложность характера взаимодействия противоположных начал и уровней между ними. Между белым и чёрным лежит целая вселенная серого.

Верне Варона