Открытие Джаганната на Тверской

Статьи

Принципы макробиотики

Предисловие к принципам макробиотики

Принцип без техники бесполезен, техника без принципа опасна. - Джордж Осава

Всякий раз, говоря людям: «Я последователь макробиотики», я чувствую себя сектантом, отгородившимся от мира. Честное слово, если бы я заявлял: «Я - последователь культа Хуму-Хуму», это звучало бы точно так же.

Согласно общепринятым представлениям, макробиотика - это вегетарианская система питания, приводящая к истощению и упадку сил; её последователи - фанатики от питания, чья худоба пугает, а высокомерие раздражает. Как правило, они заканчивают малокровием. Эти люди считают, что у них есть ответы на все вопросы, усиленно пережёвывают пищу и разговаривают на языке, понятном только им самим. Конечно, подобные представления далеки от истины. Однако, если как следует подумать ... доля истины в них есть.

В большинстве своём, люди плохо информированы о смысле и содержании макробиотики. Книги, опубликованные в середине 50-х гг. и переиздающиеся по сей день, содержат смехотворные заявления о том, что наиболее распространённые болезни можно вылечить за десять дней, питаясь исключительно коричневым рисом.

Подобные утверждения никак не могут помочь людям получить адекватное представление о макробиотике. Хотя сегодня можно услышать разъяснения: это ошибка в переводе, слово «вылечить», в действительности, означает «изменить направление» (имеется ввиду движение в сторону более здорового состояния), тем не менее, эти разъяснения остаются неуслышанными. Стремление рассматривать макробиотику как панацею от всех болезней и чрезмерный упор на диету как таковую - две эти тенденции присущи большинству работ по макробиотике - в наши дни представляются людям нереалистичными и однобокими. В этом автор согласен с ними.

Диетологические пособия, с их «пирожковым шаблоном», советует диету, на 50-60 % состоящую исключительно из цельных зёрен, что в рамках западной культуры (в которой цельные зёрна - это хлеб и печенье) воспринимается как нечто экзотическое, непрактичное, и, с точки зрения обывательских вкусов, - отвратительно пресное.

Да, можно жевать до тех пор, пока глаза не полезут на лоб и цельные зёрна не покажутся чуточку вкуснее, но это вопрос выработанной чувствительности к вкусовым ощущениям, которой в большей степени наделены люди с большим стажем употребления цельных зёрен. Помимо тех, кто не испытывает ни малейшего интереса к макробиотике, и тех, кому просто не терпится сесть на строгую диету, существует третья категория - множество людей, которым необходим умеренный подход, состоящий в постепенном изменении рациона и образа жизни.

За рамками всех книг по макробиотическому питанию, кулинарных пособий, перечней продуктов, заявлений о чудо-средствах, позволяющих обратить течение болезни вспять и общей одержимости целительством остаются некоторые фундаментальные принципы, которыми пренебрегают или понимают их ложным образом. Я часто объясняю макробиотику как философию динамичной жизни.

Макробиотика содержит фундаментальные представления о том, как можно заботиться о себе оптимальным образом, избавиться от многих болезней, достичь большей ясности ума, развить интуитивное восприятие и изменить взгляд на жизнь.

Квинтэссенцией макробиотической философии являются Естественные Законы Жизни и Развития, общие для многих религиозных и духовных движений. Мудрость, почёрпнутая из этих принципов, может помочь нам жить более осмысленной, динамичной и увлекательной жизнью - если мы не прикованы к инвалидному креслу.

На обложке многих макробиотических журналов в ранние 70-е был помещён перечень «макробиотических принципов и идей», которые неизменно казались интригующими, однако были описаны довольно абстрактно. В ту эксцентричную эпоху обычно мало кто давал простое и доступное описание этих принципов и положений, без вычурности и жаргонизмов.

Как правило, принципы макробиотики излагались символическим языком архаичной азиатской мудрости, а также с использованием терминологии, доступной только специалистам в области физики. Многие из этих принципов в наши дни стали частью расхожей фразеологии движения «Нью-Эйдж» - изречениями, которые у всех на устах, однако мало кто, похоже, понимает их истинный смысл.

По прошествии многих лет, благодаря обучению и опыту я начал наблюдать действие этих принципов в своей личной жизни и профессиональной деятельности. Эти поучения мудрецов из традиционных культур требуют почтения к себе и следования им на практике. Корни этой мудрости уходят гораздо глубже того пласта знания, который представлен произведениями и размышлениями Осавы, Айхары и Куши.

Эти принципы перекликаются с идеями Ветхого и Нового Завета, учением талмудистов, буддизмом и философией даосизма, а также концепциями, представленными во вдохновляющих работах Лао Цзы, Ишизуки, Кибары, Гуфеланда, Гурджиева, Успенского, Рассела, и во многих других источниках, которым этими принципы обязаны своим существованием.

Поскольку эти принципы повторяются в разных культурах и учениях на протяжении многих тысячелетий, их универсальный характер не вызывает сомнений. Их суть сводится к одному фундаментальному и простому положению: Бог, природа, Вселенная и все аспекты творения суть Единое Целое.

В нескольких интервью, которые я дал в последнее время, я использовал выражение «принципы макробиотики» и объяснял, что скорее предпочитаю говорить о себе как о человеке, который пытается жить в соответствии с принципами макробиотики, чем просто вешать на себя ярлык «макробиота». Соответственно, я получил большое количество писем с просьбой подробно рассказать о принципах макробиотики.

Итак, вашему вниманию предлагается изложение 30 принципов макробиотики. Вознаграждением за изучение этих принципов и способность распознавать их в жизни и в окружающем мире является дар «великой жизни» (макро = великий/ биос = жизнь).

Тридцать принципов в обмен на великую жизнь... неплохая сделка.

Верне Варона